Российский предприниматель, глава банка «Тинькофф. Кредитные Системы»
Самоотдача и уверенность важнее таланта. Особых талантов у меня нет. Есть огромное трудолюбие, желание, упертость. Я убежден: если заниматься чем-либо с полной самоотдачей и уверенностью, профессионально — это даст плоды.
Когда в меня не верят, я становлюсь сильнее. Неверие вселяет в меня злость, силу, желание доказать, драться. В меня не верят? — ну и отлично, а я продолжаю делать то, что считаю нужным.
Важно не просто зарабатывать деньги, а улучшать людям жизнь. Если в период первоначального накопления капитала и отсутствия какой-либо конкуренции в 1990-х и 2000-х была возможность создать компанию и капитал, не базируясь на принципах удовлетворения потребителя, то сегодня это невероятно. Очень важно, чтобы предприниматель не просто зарабатывал деньги, а находил новые, еще не придуманные ниши и сервисы, тем самым еще больше удовлетворяя своих клиентов. Деньги должны делаться для улучшения жизни людей.
В идеале нужно поучиться в России и на Западе. Я мечтаю, чтобы хотя бы один из моих детей поступил в Стэнфорд. Если у человека есть мозги и он русский, если он поучится в Стэнфорде и вернется, он сделает успешный бизнес. «Сколково» — это отлично, но в идеале нужно поучиться здесь и на Западе. Что тебе точно не поможет, так это экономический факультет МГУ, физтех, этот Финэк. В России нет бизнес-образования. Я об этом говорю во всех интервью. Наши дипломы MBA — это говно. Если ко мне приходят на собеседование с русским MBA, я даже не разговариваю. Если кто-то думает, что петербургский филиал Стокгольмской школы экономики — это MBA, это уже многое говорит о человеке. Лохи, 10 тысяч долларов отнесли, им дали бумажку, и они думают, что у них MBA. В Стокгольме надо учиться, а не в петербургском филиале. Это как храм — надо намолить.
У меня в банке нет дресс-кода. У нас в банке нет дресс-кода, я этим очень горжусь. Все ходят как хотят, даже в майках. У нас же средний возраст 24 года, молодежь одна. На первом этаже — спортклуб 1000 метров, я разрешаю сотрудникам туда ходить в любое время. Договор такой: вам нужно позаниматься в рабочее время, вдруг у вас нет работы днем или вам лучше днем заниматься — пожалуйста, только потом отработайте это время. Я верю людям.
Мне интересны люди с амбициями. Я бы лучше брал амбициозного, чем зашоренного. Приходит на интервью в галстуке, весь такой человек в футляре, мы таких не берем. Мне нужно, чтобы он был открытым. Нужен человек, который придет и скажет, что все вокруг лохи. Онлайн пустой, давайте построим компанию и всех отымеем, как мы любим. Вот такие нам нужны! Нам интересны люди с амбициями. А я — пожалуйста, сколько вам надо денег? 20–30–50 миллионов? —на! Мы платим неплохо, повышаем быстро. Недавно один парень ушел и свой бизнес сделал, я очень горд этим. Если люди уходят к конкурентам, я напрягаюсь. А если человек уходит делать свой бизнес, как я могу его остановить, если я во всех книгах пишу: делай свой бизнес? Для меня это лучший уход.
У меня нет друзей, потому что нет времени. У меня нет времени дружить. Я в офисе нахожусь, как правило, с десяти утра до одиннадцати вечера. С десяти, потому что хотя бы по утрам очень хочется «подружить» с женой — вечером она уже спит, когда я прихожу. Соответственно, двенадцать часов в день я работаю — когда дружить? У меня просто нет друзей, потому что нет времени. Хотя по выходным я встречаюсь со старыми друзьями. В Питере больше общаюсь…
Смысл жизни — в гармонии между хотением идти на работу и хотением возвращаться домой. Главное, чтобы мне интересно было. Я иду на работу с большим удовольствием и с еще большим удовольствием возвращаюсь домой. Гармония между хотением идти на работу и хотением возвращаться домой является смыслом жизни и счастьем. Я полностью удовлетворен.
Бизнес создают, чтобы его продать. Любой бизнес, который изначально делается не на продажу,— это неправильный бизнес.
Я не заложник цифр и букв. Я вообще уверен, что правильная стратегия — это умелая тактика. Я не заложник цифр и каких-то букв. Стало невозможным привлекать средства на рынках — мы начали привлекать депозиты. Будет невозможно выдавать кредитные карточки — будем выдавать кредиты наличными. Станет невозможно это — запустим автокредиты. Будет популярна и выгодна ипотека — начнем предлагать ипотеку. Сейчас я считаю, что самый выгодный бизнес, который существует на российском рынке,— кредитные карты. Мы ими и занимаемся.
Секрет успеха в том, чтобы зарабатывать по чуть-чуть. Я фаталист. Считаю, что неправедно нажитые деньги добра не принесут. Как ни откупайся, медицинские клиники ни строй, телеканалы ни открывай — все это в песок. Получать сразу огромные деньги — это вредно для любого человека, особенно для молодого. Нельзя быстро заработать. Если вы хотите знать, в чем успех Олега Тинькова, — в том, что я никогда не зарабатывал много. Я всегда зарабатывал потихоньку и по чуть-чуть. Это мне очень помогло. Я верю в тех, кто сам пытается заработать, не присасываясь к чужим денежным потокам.