Нет-нет, ваши золотые слитки в полной безопасности. Речь про НДПИ на попутную добычу, когда драгметаллы извлекают из “чужой” руды. Например, при добыче железа могут находить золото, а с вольфрамом "случайно" достать и платину.Сейчас такие находки не надо отражать в отчётах, и платить 6% НДПИ с них тоже не требуется. Ведь в масштабах сектора попутные драгметаллы занимают небольшую долю, и ситуация далеко не выглядит критической. Да, с введением налога некоторым компаниям станет чуть тяжелее жить, но вряд ли это скажется на инвесторах.
Как с этим у Норникеля?
Очень даже неплохо. Компании принадлежит Быстринское месторождение, которое добывает медную руду, в которой порой встречается и золото. Комбинат за 9 месяцев 2022 года произвёл 200 000 унций золота – по текущим ценам это $389 млн. Примерно столько же они заработали с основного металла – медь принесла примерно $444 млн.
Но в целом попутной добычи немного: порядка 15-20 тонн в год, по данным Союза золотопромышленников. Это 4-5% всего производства золота за 2022 год. Некоторые компании при этом не разделяют руды, и “попутные” драгоценности попадают сразу в общий сплав. Тут тоже доля небольшая – 1-3% выручки, отмечает независимый промышленный эксперт Максим Худалов.
Так что бизнес не сильно пострадает от дополнительного налога. Зато бюджет получит с этого около ₽100 млрд НДПИ.
Бизнес не прекратит попутную добычу вовсе?
Даже без учета налога это не всем удобно и выгодно, отмечают эксперты. Ведь мощности и ресурсы на нее есть в основном у крупных переработчиков.
Но вот кто реально может пострадать – это техногенные месторождения, где лежат отходы добывающих компаний. Такие производства и так слабо развиты, отмечают эксперты, а налог ещё уменьшит перспективы их разработки.
Подписывайтесь на наш новостной канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!