За три дня — с 5 по 7 июля — российские авиакомпании отменили 485 и задержали почти 1,9 тыс рейсов из-за угрозы атак БПЛА. По данным Росавиации, пассажирам оформили 43 тыс. возвратов билетов, а 94 тыс. человек были размещены в гостиницах. Масштабный коллапс в авиасообщении может стоить отрасли до 20 млрд рублей. Только первые сутки сбоев в трёх крупнейших аэропортах — Шереметьево, Пулково и Стригино — обошлись компаниям в 4–6 млрд рублей.
Отмена одного рейса с типовым Boeing 737–800 обходится перевозчику в 15–23 млн рублей — по оценке экспертов. Эти расходы включают топливо, работу экипажа, аэропортовые сборы и упущенную выручку. Задержка рейса оценивается минимум в 1,5 млн рублей без учёта компенсаций. Перенаправление самолёта на запасной аэродром добавляет ещё до 2 млн рублей.
Если учитывать непрямые потери — от сорванных стыковок, компенсаций туроператоров и сбоев в наземных сервисах, суммарный ущерб авиарынка может достигать 20 млрд рублей за несколько дней.
По данным пассажирских организаций, жалоб было меньше, чем в майские выходные, — авиакомпании частично учли прежний опыт. Однако «Союз пассажиров» и ООП призывают к созданию чётких протоколов реагирования: автоматического возврата билетов, гарантий питания и размещения, а также координации через единый центр.
Особенно сложной ситуация становится там, где у авиакомпаний нет представительства в аэропорту или они вынуждены уходить на запасной аэродром.
По оценке РСТ, туроператоры понесли дополнительные расходы на перебронирование гостиниц, питание туристов и логистику. Потери — десятки миллионов рублей. В случае новых сбоев отрасли потребуется господдержка.
Для небольших авиакомпаний нынешние издержки могут быть критичными. Эксперты предлагают рассмотреть налоговые послабления или субсидии, чтобы избежать волны банкротств.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!