Автомобили становятся роскошью: цены и кредиты недоступны большинству россиян

18:05 11.12.2025

Цены на автомобили в России продолжают расти: китайские производители, несмотря на демпинг, повышают стоимость из-за нового утилизационного сбора. Средняя зарплата не успевает за инфляцией, а ставки по автокредитам остаются высокими. Исследование показало, что в большинстве регионов приобретение даже бюджетного автомобиля становится финансово обременительным, особенно для одиночек. Впереди очередной виток подорожания, что может сделать автомобили недоступными для многих.

Автомобили становятся роскошью: цены и кредиты недоступны большинству россиян

Помните, глава АвтоВАЗа говорил о демпинге китайских производителей, который «перешел все границы»? Можем поздравить LADA, производители дружно повышают цены из-за нового утильсбора:

  • Haval: +₽50-100 тыс.;

  • Solaris: +₽330-490 тыс.;

  • Xcite: +₽100 тыс.;

  • другие китайские марки также подняли цены (статистика по другим иномаркам пока не опубликована).

В общем, машины дорожают, зарплаты растут медленно, ставки по кредитам высокие. Авто = роскошь? Мы тут провели свои расчеты. Вот на что мы опирались:

  1. Данные по зарплатам. Использовали сведения Росстата за январь–июль 2025 года: среднемесячные номинальные зарплаты, очищенные от налогов.

  2. Регионы. Выбрали 12 субъектов из разных уголков страны — от центра до Дальнего Востока.

  3. Цены на жильё. Взяли данные из СберИндекса на сентябрь 2025 года — «Динамика цен по фактическим сделкам на первичном и вторичном рынке». Стоимость квадратного метра умножили на условные 35 кв. м — типичную однушку.

  4. Условия по кредиту. Взяли среднюю ставку по автокредиту в 25,5% на срок 5 лет с первоначальным взносом в 10% от стоимости машины. Рассмотрели два сценария: «дешевый авто» за 1,3 млн и «средний авто» за 2,9 млн

Выводы исследования

Если новая машина стоит ₽1,3 млн, показатель долговой нагрузки окажется чуть выше 40%. Многовато (комфортным считается ПДН 30-35%), но жить можно. Правда, ездить придется на LADA (Iskra, Niva или Granta) или китайских седанах Kaiyi и SWM с небольшими двигателями.

А вот ежемесячный платеж за авто стоимостью ₽2,9 млн составит 91,99% от средней зарплаты. Речь о кредите на «народные» иномарки:

  • кроссовер Cherry Tiggo;

  • седан Toyota Corolla;

  • универсал Skoda Octavia (в спортивной версии).

Напомним, чтобы банк оформил кредит, показатель долговой нагрузки не должен превышать 50%. Так что водителю-одиночке на Черри рассчитывать не стоит.

Даже со столичными доходами авто за ₽2,9 млн дороговаты. При средней зарплате в ₽150 тысяч ПДН превысит 50%.

Чтобы комфортно выплачивать кредит на Cherry Tiggo, придется зарабатывать около ₽260 тыс./месяц и не иметь других кредитов.

А как в регионах?

В 6 регионах из нашего списка ежемесячный платеж за машину стоимостью ₽2,9 млн выше средней зарплаты. В трех трудно взять даже бюджетные авто: ежемесячный платеж превышает 50% от средней заработной платы.

В лучших условиях северные регионы: в Тюменской области и Республике Саха доходы позволяют взять кредит на бюджетную машину без лишних нервов, а возможно — замахнуться на средний класс.

Машина — дело семейное

Кредит с созаемщиком дают чаще. А если оба супруга зарабатывают среднюю по региону зарплату, нагрузка на бюджет снизится.

Не забываем про возможность получить скидку по госпрограммам для семей. Она небольшая, но есть (подробно писали в нашем телеграм-канале).

Впереди новый цикл подорожания. Утильсбор проиндексируют еще на 10-20% в январе-2026. А если доллар укрепится, многие автомобили просто выпадут из категории «народных».

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!