Торговые сети и банки вступили в противостояние с маркетплейсами из-за скидок, доступных только внутри экосистем. Ozon и Wildberries считают это нормальной конкурентной практикой, тогда как банки и офлайн-ритейл требуют ограничения таких дисконтов, считая их нарушением конкурентных условий. На фоне этого разногласия Россия готовится внедрить закон о платформенной экономике, который может существенно изменить правила игры на рынке.
По левую сторону ринга — Ozon, Wildberries и ФАС (по крайней мере, пока). По правую — крупные банки, ЦБ РФ и Совет Федерации.
Основная причина спора: гигантские скидки на маркетплейсах, но только внутри экосистем.
Онлайн считает, что это нормальный способ конкурировать с крупными игроками. Инвестиции в дисконт нужны, чтобы привлекать внимание к своим продуктам.
Банки говорят, так нечестно. Это грубо нарушает конкуренцию, инвестиции в скидки нужно прикрыть или ограничить. А спецпредложения не должны зависеть от способа оплаты.
Офлайн-ритейл почувствовал кровь и присоединился. «Детский мир», «М.Видео», DNS встали на сторону банков, мы рассказывали об этом в нашем телеграм-канале. По мнению компаний, скидки должны быть коммерческим инструментом, а не способом борьбы с конкурентами.
Магазины из реального мира не могут играть по правилам маркетплейсов из-за высоких затрат на аренду и логистику.
Кстати, часть онлайна (Яндекс Маркет, Lamoda, сберовский «Купер») поддержала физическую розницу. Решение объясняют необходимостью защищать продавцов от демпинга и комиссий, обеспечивать баланс на рынке.
Amazon передает коллегам привет. Американская компания инвестировала в скидки и цифровую инфраструктуру, «похоронив» офлайн-магазины, неспособные адаптироваться. Остальные (Wallmart, Best Buy) начали инвестировать в онлайн, чтобы конкурировать с детищем Безоса.
Наши власти на стороне офлайна. 1 октября 2026 года в России вступит в силу закон о платформенной экономике (он же закон о маркетплейсах). Он будет регулировать все онлайн-площадки (в том числе такси, сайты подработки и поиска работы).
Проект жесткий:
с миллионными штрафами за неправильно оформленные карточки товаров и другие нарушения;
со строгими правилами изменения цен и расчета комиссий сервисов;
с необходимостью следить за контрафактом и проверять продавцов.
Кроме того, Совфед рекомендовал обеспечить одинаковые скидки вне зависимости от оплаты на маркетплейсах.
Без дисконта останутся все.
Если скидки заставят уравнять, Ozon и Wildberries перестанут спонсировать акции (зачем помогать банкам-конкурентам). Ценники могут подняться на 20-25%. Да и банки вряд ли захотят инвестировать в маркетплейсы.
Конкуренция — дело тонкое, отмечает наш эксперт Евгений Попов: когда рыночные механизмы дают сбой, в ход идут другие инструменты. А побеждает тот, у кого рычагов влияния больше.
Вспомните историю Банка России, Сбера и СБП. Сбер формально поддерживал оплату через эту систему, но размещал функцию так, что ее почти невозможно было отыскать. Сбер тогда возмущался, что его технологии перевода лучше, но в итоге смирился с СБП.
Сейчас больше рычагов у банков, а нам остается наблюдать за тем, насколько далеко зайдет этот конфликт.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!