На Петербургском международном экономическом форуме прозвучала почти единая позиция: высокая ключевая ставка душит экономику, а ЦБ должен пойти на снижение. Представители бизнеса, правительства и крупнейших госбанков настаивают: нужно переходить от «охлаждения» к стимулированию роста. Центробанк, в свою очередь, заявляет, что действовать будет строго по инфляции.
ПМЭФ: Российская экономика: как обеспечить достижение национальных целей (Фото: Фонд Росконгресс)
19 июня в рамках ПМЭФ состоялась публичная дискуссия главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, министра финансов Антона Силуанова и главы Минэкономразвития Максима Решетникова. Обсуждение показало расхождение подходов: если финансовый блок настаивает на сдержанности, то экономический и бизнес требуют её смягчении.
Министр Решетников прямо заявил, что помимо веры в инфляцию в 4%, нужно “хотя бы немного любви к экономике”. Таким образом министр подчеркнул, что нужно думать не только об инфляции. Он также высказал оценку, что экономика “находится на грани”.
Вице-премьер Александр Новак своим заявлением поддержал эту позицию:
Индикаторы показывают: нужно снижать ставку. Важно не упустить момент, когда от управляемого охлаждения можно переходить к нагреву экономики.
С ним согласен и глава Сбербанка Герман Греф — он спрогнозировал, что ключевая ставка может снизиться до 15–16% к концу года.
Высокая ключевая ставка продолжает тормозить инвестиции и спрос в промышленности — об этом говорят как представители бизнеса, так и власти.
Первый вице-премьер Денис Мантуров на ПМЭФ заявил, что сохранять текущий уровень ставки долго нельзя — это разрушительно для экономики:
Такая высокая ставка не рассчитана и не может быть на длительный период. Иначе реальный сектор просто перестанет развиваться.
По его оценке, снижение ключевой ставки на 1 п.п. может сэкономить бюджету около 260 млрд рублей — именно столько государство тратит на субсидирование кредитов для промышленности, агросектора, ИЖС и других отраслей.
Слишком долго держать такую ставку нельзя. Иначе у государства не останется ресурсов компенсировать проценты, — отметил Мантуров.
О конкретных последствиях высокой ставки для бизнеса говорил и глава “Северстали” Александр Шевелев. По его словам, потребление стали в I квартале снизилось на 13%, в строительстве — на 14,5%. Причина — не только спад в экономике, но и заградительная стоимость кредитов:
Средняя рентабельность бизнеса в 2024 году — около 13%, кредиты использовать экономически невозможно.
Центробанк не намерен торопиться со снижением ставки. Глава регулятора Эльвира Набиуллина заявила, что переход к более мягкой политике возможен только при устойчивом замедлении инфляции:
Кто-то может называть это упертостью Центрального банка, меня. Настойчивость - более аккуратное слово. Но инфляция – это важно.
Министр финансов Антон Силуанов, в свою очередь, на деловом завтраке на ПМЭФ назвал высокую ставку «сиюминутной проблемой», добавив, что приоритетом должно быть не краткосрочное стимулирование, а институциональное развитие экономики.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!