Российский морской экспорт зерновых в январе–мае 2025 года составил всего 16 млн тонн — более чем вдвое меньше, чем годом ранее. На фоне низких цен на зерно и роста издержек порты фиксируют резкое падение загрузки, следует из данных Минсельхоза и консалтинговых компаний.
По итогам сезона-2024/2025 Россия вывезла 53 млн тонн зерна, против рекордных 70 млн тонн годом ранее, сообщает Forbes. При этом техническая емкость терминалов после ввода новых мощностей превышает 85 млн тонн в год, что делает инфраструктуру избыточной. «Терминалы и не могут быть загружены на 100% из-за погодных факторов, сезонности и логистических ограничений», — отметил партнер «Яков и Партнеры» Дмитрий Васюков.
Основными направлениями экспорта остаются страны Ближнего Востока и Северной Африки. Управляющий директор Центра компетенций в АПК «Рексофт Консалтинг» Дмитрий Краснов добавил, что падение объемов обостряет конкуренцию между портовыми операторами. Несмотря на снижение спроса, отдельные игроки продолжают инвестировать в расширение мощностей, рассчитывая на долгосрочный рост мирового спроса.
На этом фоне экспортные пошлины были обнулены: с 13 по 26 августа ставка для пшеницы, кукурузы и ячменя установлена на уровне нуля при индикативной цене $224 за тонну пшеницы, $203 за тонну ячменя и $219 за тонну кукурузы. Механизм зернового демпфера перераспределяет поступления в регионы в виде субсидий аграриям, однако для портового бизнеса нулевая пошлина означает усиление ценовой конкуренции и снижение маржинальности.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!