Быстрая и масштабная ремилитаризация Германии вызывает во Франции смешанные чувства: от одобрения до глубокой тревоги. Париж обеспокоен тем, что геополитический центр тяжести в Европе смещается на восток, в Берлин, и это подрывает традиционный баланс сил, согласно которому Франция была военной державой, а Германия — экономической.
Германия, выполняя требования НАТО, взяла курс на беспрецедентное увеличение военных расходов. Берлин обязался инвестировать в оборону более 500 млрд евро к 2029 году, достигнув цели альянса в 3,5% от ВВП на шесть лет раньше срока. Для этого канцлер Фридрих Мерц фактически отменил конституционные ограничения на государственные заимствования для нужд обороны. Подобные темпы и объёмы не могут себе позволить даже традиционные военные державы Европы, такие как Франция, Италия и Испания, которые почти не имеют фискального пространства для роста расходов.
В то время как НАТО и восточноевропейские союзники приветствуют решимость Берлина, во Франции, как заявили источники Bloomberg, нарастает общее чувство беспокойства по поводу растущей военной мощи Германии и сопутствующего ей политического капитала. «Франция находится в хрупком положении, и тот факт, что Германия действует с такой решимостью, создаст динамику, которая может оставить нас на обочине», — отметил депутат Европарламента Франсуа-Ксавье Беллами.
Опасения усугубляются внутренней политической ситуацией в Германии, где ультраправая партия «Альтернатива для Германии» (AfD) набирает рекордную популярность. Это вызывает в Европе старые страхи и вопросы о том, можно ли в долгосрочной перспективе принимать проевропейский курс Берлина как данность. «Растёт беспокойство о том, что может произойти с этой чрезвычайно сильной немецкой военной мощью, если AfD возьмёт на себя политическое руководство», — говорит аналитик Европейского совета по международным отношениям Яна Пуглирин.
Конкуренция проявляется и на уровне оборонной промышленности. Франция опасается, что немецкий сектор оборонных заказов обгонит французский. Ярким примером сложностей сотрудничества стал амбициозный проект истребителя шестого поколения FCAS (Future Combat Air System), который находится на грани провала из-за многолетних споров между французской Dassault и немецкой Airbus о распределении работ. Ранее Франция также почувствовала себя исключённой, когда Германия представила собственную инициативу «Европейский небесный щит» по ПРО.
Новый военный вес даёт Берлину больше влияния в структурах ЕС и НАТО. Германия предлагает усилить роль Европейского оборонного агентства (которое сейчас возглавляет немецкий генерал), а в НАТО периодически звучат шутки о том, что ключевой пост верховного главнокомандующего объединёнными вооружёнными силами в Европе, традиционно занимаемый американцем, однажды может достаться немцу.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!