Успех всемирно известных компаний зачастую связан с личностью создателя. Производитель кетчупов и других соусов Хайнц не стал исключением. Компания берёт свое начало с огорода 8-летнего Генриха Хайнца.
Его семья - иммигранты из Германии, владела небольшим кирпичным заводом. Мальчик же помогал на участке. И уже в 8 лет он впервые продал овощи с участка. Генриху нравилось работать на земле. Год спустя он стал реализовывать тёртый хрен в баночках. В десять лет ему отдали в распоряжение 3 тыс. кв. метров земли, к 12 он обрабатывал 14 тыс. «квадратов». Выращенный хрен он готовил по рецепту матери, оставшиеся овощи сбывал в лавку.
Тогда обман покупателей считался частью бизнеса в США. Например, под видом тёртого хрена продавали репу и даже размоченную древесину. Чтобы в качестве товара не сомневались мальчик раскладывал его в стеклянные баночки: так все видели содержимое. Продажи шли успешно - только в 1861 году 17-летний Хайнц заработал 2,4 тыс. долларов (около 50 тыс. на сегодняшний день) и смог сам оплатить себе учёбу в колледже.
Рис. 1. Генри Хайнц
Получив степень, юноша поначалу работал на кирпичном заводе семьи. А через несколько лет открыл своё дело с соседом Кларенсом Ноблем. Фирма называлась Heinz & Noble и занималась производством домашних консервов и, конечно же, хрена. Хайнц и Нобль лично объезжали фермеров, скупая овощи и приправы по более низким ценам. Затем сырьё перевозили на фабрику. Сначала она была небольшой и размещалась в двухэтажном домике. Вся продукция продавалась в стекле и имела узнаваемую этикетку, хотя тогда это ещё не было принято.
Огуречный банкрот
Предприятие было успешным и активно развивалось, расширяя ассортимент: покупателям предлагали квашеную капусту, маринованные огурцы. Вскоре удалось расширить производство и открыть представительство в Чикаго. Но в 1875 году компания обанкротилась. Но не из-за просчётов. Фермеры собрали рекордный урожай огурцов. И у фирмы не хватило заложенных средств, чтобы выкупить его и выполнить свои обязательства перед аграриями. А из-за экономической депрессии, длящейся с 1873 года получить кредит не было возможности.
Хайнцу приходилось трудно. Но он снял оставшиеся у него 3 тыс. долларов и открыл новую компанию, которую зарегистрировал на брата и кузена. Сам он как банкрот открыть дело не мог. Фирма F.&J. Heinz пришла на рынок с инновациями: уже в 1875 году начались продажи горчицы. Год спустя Хайнц презентовал новинку: соус из помидоров, крахмала и пряностей - кетчуп. Соус был вдохновлён китайской приправой ке-циап (паста из уваренных томатов и рыбного рассола).
Рис. 2. Телеги привозят помидоры на фабрику
Кетчуп принёс Хайнцу большой успех. За год оборот компании превысил 44 тыс. долларов (более 700 тыс. долларов сегодня), через пять лет компания заработала более 284 тыс. долларов (порядка 5 млн долларов сейчас). Так бизнесмену удалось расправиться с «огуречными» долгами. Появились и другие кулинарные наработки: соусы из перцев, чили, подливы, яблочный уксус, готовые бобы. Это далеко не полный список продуктовой линейки тех лет. В неё входил даже консервированный тунец. Чтобы обойти конкурентов Хайнц использовал передовые в те годы технологии варки на пару и вакуумного консервирования.Маринадный король
Во время отпуска в Лондоне в 1886 году Хайнц зашёл с образцами продукции в универмаг Fortnum & Mason и показал образцы продукции. Так он получил первый зарубежный рынок. Через 10 лет продажи выросли настолько, что у Тауэра появился офис компании а в пригороде появилась фабрика. К тому моменту Хайнц доставлял свои товары королевскому двору. Кстати, многие англичане считали, что марка Хайнц - чисто британская.
Рис. 3. Портрет Генри Хайнца
Генри выкупил компанию у родственников и переименовал в H.J. Heinz. Предприятие стало настолько широко известным, что пресса называла создателя предприятия «маринадным королём». Одним из составляющих успеха было лояльное отношение к рабочим. Так, после выступлений рабочих сталелитейных заводов в Питтсбурге он улучшил условия труда до небывалых по тем временам: у сотрудников было несколько перерывов, они могли посещать зимний сад на крыше производства. Не говоря уже о хоре сотрудников и кружке по интересам на фабрике. А женщинам, работавшим на чистке овощей, делали маникюр - это позволяло ещё и контролировать чистоту продукции. Хайнц одним из первых начал бороться с бактериальным заражением в консервах.
Рис. 4. 1900-е Аттракционы и дегустации
В продвижении своих товаров Хайнц опережал конкурентов. Упаковка по-прежнему была стеклянной, появилась и фирменная этикетка. Одним из первых производитель начал проводить дегустации в магазинах и даже раздавал пробники товара.
Продолжая расширять ассортимент, Хайнц ввёл маркетинговый слоган «57 вариантов» и стал широко тиражировать его. Рекламная кампания рассказывала о 57 различных соусах и маринадах для блюд, отмечая широту ассортимента производителя. Кстати, это число до сих пор встречается на упаковках продукции Хайнц.
Рис. 5
Одной из первых компания стала использовать рекламные щиты с освещением. А в Атлантик-Сити на пирсе у моря пставили цифры «57» высотой 21 метр. Для отдыхающих открыли аттракционы и музей Хайнц с бесплатными образцами. Павильоны работали с 1899 до 1944 когда их снёс разбушевавшийся ураган.
Когда H.J. Heinz как сейчас говорят вышла на IPO, её стоимость составила 4 млн долларов (около 50 млрд сейчас). Уже в 1909-м объем продаж составил 6,13 млн (примерно 75 млрд сегодня), а в 1914 году — 12 млн долларов (более 151 млрд).
Рис. 6 Планеры для военного ведомства
Во время Первой мировой войны он работал с Управлением по продовольствию. В 1914 вводится новинка - салатный соус, разработанный в Англии. Генрих управлял компанией до своей смерти в 1919 году. Он был одним из активных лоббистов закона о продуктах, который оговаривал санитарные требования к пищевым производствам. Из-за новой нормы вынуждены были закрыться многие недобросовестные производители и конкуренты Хайнц.
Преемником Генриха стал его сын Говард. Под его руководством предприятие прошло Великую депрессию 1930-х. В этом ей помогло производство детского питания и супов быстрого приготовления. В то время они стали очень популярны.
Рис. 7. Выставка консервов компании Heinz в витрине магазина, 1944
Неплохо обстояли дела у компании и во время Второй мировой. Ей удалось получить контракт на поставку продуктов Heinz американской армии. За годы войны были построены новые заводы в Мексике, Португалии, Италии и других странах. А завод в Питтсбурге был на время переоборудован под производство планеров для военного министерства. Развитие продолжилось и в послевоенные годы. Хайнц купил производителя замороженной картошки Ore-Ida (один из ведущих брендов на картофельном рынке Америки и сегодня) и переработчика тунца StarKist Tuna (продан в 2002 году).
В 1966 году впервые компанией стал руководить наёмный сотрудник Барт Гукин. При нём число продукции превысило 400 наименований, а объем продаж достиг 1 млрд долларов. С 1981 по 1991 год Heinz приносил 28% годовых прибыли.
Рис. 8. Джон Хайнц
В 1991 году произошло трагической для семьи событие: в авиакатастрофе погиб сын Говарда Хайнца Джон. К тому моменту он был сенатором США. Небольшой самолёт, в котором находился Джон, столкнулся с вертолётом над школой. Всё состояние Хайнца перешло к его вдове Терезе.
К 2000 году с развитием сетевой торговли и ростом конкуренции началось ценовое давление на компанию. Пришлось снизить цены, но это не помешало ей в начале ХХI века занять четвёртую позицию в пищевой отрасли. Лидерами стали Coke, McDonald’s и Nescafe.
В 2001 году Хайнц купил бизнес по производству соусов для пасты, сухих бульонов и супов у Borden Foods, а также бренд Anchor Food Products. продукты, в том числе линейку закусок Poppers, а также лицензионные права на замороженные продукты и закуски TGI Fridays.
Политика и экология
Дети Джона Хайнца не занимаются развитием семейного бизнеса. Старший сын Андре эколог. Был соучредителем первого в США офиса The Natural Step, шведской некоммерческой организации по образованию и консультированию по вопросам устойчивого развития. В 2004 году Андре сосредоточился на политике США в качестве замесекретаря, по экологической политике. После стал основателем Sustainable Technology Capital - фирмы по управлению частным капиталом.
Его брат Кристофер работал над президентской кампанией своего отчима: вдова Хайнца вышла замуж повторно за Джона Керри - кандидата от демократической партии. Считался вероятным кандидатом в конгрессмены США в 2006 году. В Вашингтоне основал инвестиционный фонд Rosemont Seneca Partners вместе с Хантером Байденом (сын Джо Байдена) и Девоном Арчером. Оба сына работали в совете директоров Heinz Endowments (один из крупнейших благотворительных фондов, созданных фамилией).
Переход к Уоррену Баффету
Рис. 9.
В 2013 году бразильский инвестиционный фонд 3G Capital вместе с Berkshire Hahaway, принадлежащем миллиардеру Уоррену Баффету купили Heinz с единогласного одобрения совета директоров. Сделка оценивалась в 28 млрд долларов и стала одной из самых крупных в истории пищевой промышленности. После покупки Heinz прошли оптимизация и увольнения. Но годовая прибыль увеличилась с 18 до 657 млн долларов.
Спустя два года произошло слияние с американской Kraft Foods Group ( второй по величине в мире концерн по производству упакованных продуктов питания) под названием The Kraft Heinz Company. Объединённое предприятие стало пятым в мире по выпуску продуктов питания и напитков.
В России Kraft Food известна брендами Alpen Gold, Milka, Воздушный, Toblerone, кофе Carte Noire, Jacobs и Maxwell House; картофельными чипсами Estrella. Также она купила международный бренд печенья Danone, российский завод Cadbury и производство жевательной резинки Dirol. Владеет мажоритатным пакетом акций кондитерской фабрики «Большевик». Heinz представлена в России такими брендами как Heinz, Heinz baby, «Мечта Хозяйки», «Пикадор», «Моя Семья», «Деревенское», Lea&Perrins, «Умница», «Сами с Усами».
Компания продолжает активно развиваться и внедрять инновации и даже представили новинку - кетчуп «Марс Edition». В него входят помидоры, выращенные в марсианских условиях (но на Земле). По словам разработчиков, они готовы к высадке томатов на красной планете.