Знаете ли вы, что от глобального и столь популярного в последнее время тренда на электромобили выиграют не только производители авто? Дело в том, что в производстве батарей и других деталей для электрокаров используется большое количество цветных металлов. Соответственно с увеличением производства электрических авто будет расти потребление этих металлов, а выиграют от этого добывающие компании.
Одной из таких компаний является ГМК Норильский никель, который добывает палладий, никель, медь и платину. Мы выяснили, как повлияет тренд на бизнес Норникеля, и стоит ли покупать его акции.
На чем зарабатывает Норникель?
Норникель — это крупнейший в мире производитель никеля и палладия. Кроме этого, он добывает также платину, медь, серебро, золото, кобальт и другие цветные металлы.
Ниже вы видите, какую долю в выручке компании занимает каждый металл. Как видно из таблицы, доминирующую долю занимает палладий, однако доли никеля и меди также значительны
Давайте же разберемся, какие металлы больше всего используются в производстве электромобилей, и как будет меняться их потребление в будущем.
Палладий в зоне риска
В основном палладий используется в бензиновых двигателях для производства каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. То есть, с переходом на электромобили спрос на палладий скорее сократится, чем вырастет.
Однако есть один фактор, способный поддержать спрос на палладий в ближайшие годы, и это — производство гибридных автомобилей. Старые автоконцерны, такие как например Volkswagen, часть электромобилей выпускают именно в форме гибридов. Так в 2020 году Volkswagen продал 232 тыс. чистых электромобилей (BEV) и 190 тыс. подзаряжаемых гибридов (PHEV).
По прогнозам Норильского никеля, производство гибридных автомобилей будет расти и дальше как минимум до 2025 года, что сможет частично компенсировать выпадающий спрос.
Таким образом, палладий вряд ли поможет Норникелю выиграть от перехода на электрокары, скорее он является риском для выручки компании.
Никель может помочь, но незначительно
Никель чаще всего используется в производстве нержавеющих сталей, однако есть большие надежды на увеличение доли аккумуляторов в структуре потребления. В настоящий момент никель используется в процессе производства литий-ионных аккумуляторов в качестве одного из компонентов химических реакций.
Норникель прогнозирует, что производители батарей к 2030 году увеличат потребление никеля в 3-5 раз с текущих значений.
Таким образом, никель может помочь компании увеличить выручку во время перехода на электрический транспорт, но насколько — пока неизвестно.
Медь — главный бенефициар от перехода к EV
Медь применяется в самых различных отраслях промышленности, однако около 75% всей меди используется в производстве электропроводников.
Таким образом, электрификация транспорта тоже будет способствовать росту потребления меди, как напрямую — в самих автомобилях, так и косвенно — для массового перехода на электротранспорт понадобится надежная сетевая инфраструктура.
По прогнозам Норникеля, спрос на медь со стороны производителей электромобилей возрастет кратно к 2030 году. А по прогнозам Bloomberg, общий спрос на медь может удвоиться к 2050 году.
В связи с этим, медь является одним из главных бенефициаров электрификации транспорта.
Платина наблюдает со стороны
Ну и наконец, платина. В случае с платиной будущее более туманно. Значительная доля потребления платины приходится на производство дизельных двигателей, доля которых сокращается. Однако в отличие от палладия, платину используют во множестве отраслей, из-за чего падение спроса в одной отрасли не сможет сильно повлиять на общую картину.
В электромобилях платина практически не используется, поэтому значительного профита от перехода на электротранспорт она не принесет, но и спрос на нее сильно не снизится.
Мнение аналитиков InvestFuture
С переходом на электромобили не на все металлы, добываемые Норникелем вырастет спрос. Больше всего увеличится потребление меди, на которую приходится 18% выручки компании. Спрос на палладий, который составляет 43% в выручке, наоборот, будет снижаться в долгосрочном периоде.
Однако на данный момент электротранспорт не оказывает значительного влияния на бизнес Норникеля, поэтому вышеперечисленные тренды скорее рассчитаны на срок от 10 лет. В ближайшее время значительных изменений ждать не стоит.