Поговаривают, что на дне Багам больше золота и серебра, чем в банке Мадрида. Пора обучаться дайвингу?
Сколько всего драгоценностей затонуло?
Для оценки не хватает документов по многим кораблекрушениям и исчезновениям, говорит морской историк Эми Митчелл-Кук из Университета Западной Флориды. А останки многих кораблей разбросаны на многие километры из-за штормов.
Хотя некоторые пытаются дать точные числа. Одно из них – $60 млрд, то есть около 1100 тонн. Так считает «охотник за кораблекрушениями» Шон Фишер на основе исследований компании Key West.
При этом за всю историю добыто около 205 000 тонн золота, по данным Kalo Gold. Из них в резервах стран лежит примерно 29 000 тонн. А текущие разведанные запасы под землёй – ещё 53 000 тонн.
Но $60 млрд может быть скромной оценкой. По некоторым данным, обнаружено менее 1% затонувших кораблей, и поиски идут постоянно. Так что цифра плавающая.
Например, в останках одного только военного корабля «Дмитрий Донской», затонувшего в 1905 году, сокровища оценивают в $133 млрд. Там может находиться 5500 ящиков золотых слитков. А на испанском судне San Jose в 2015 году обнаружили $22 млрд сокровищ короля Филиппа 5.
Пора покупать скафандр?
Не всё так просто. В глубоководной миссии могут уйти миллионы долларов только на поиски судна, утверждает Митчелл-Кук. Тот же San Jose нашли с помощью беспилотной подлодки – человеку недоступна такая глубина. А раскопки и обработка могут стоить в 10 раз больше, чем поиски.
И основная ценность затонувших драгоценностей – историческая. Так, золото на затонувшем HMS Victory само по себе оценивали в $160 млн. Но его «историческая стоимость» – примерно $1 млрд.
Поэтому возникает острый вопрос, кому принадлежат сокровища. Правительства, страховые компании и многие другие нацелятся на ценности. Так, нынешний президент Колумбии приостановил «спасение» San Jose. Он хочет гарантировать, что обломки не вывезут из страны.
Добыча золота под водой
Океаны хранят и необработанное золото. В океанах находится около 20 млн тонн растворённого металла. Это естественные залежи, выходящие в воду. Но пока что его невыгодно добывать – технологии отделения золота из воды ограничены.
Не золотом единым
Другие затонувшие «сокровища» – чистые сталь и свинец со старых судов и самолётов. После испытаний ядерных бомб в атмосфере находятся различные радиоактивные элементы. Так, кобальт-60 попадает в сталь вместе с воздухом при плавлении. И это может сбивать высокоточное оборудование. Аналогичная ситуация со свинцом.
А производить металлы в стерильной среде дорого и сложно. Вместо этого просто переплавляют останки техники, затонувшей до 1945. В основном с мест боёв Первой мировой. Такие металлы не подвергаются влиянию новой радиации, и их природное облучение почти иссякло.
Не является инвестиционной рекомендацией