Компенсацию за поврежденную ручную кладь могут повысить в 20 раз — до 224 тыс. руб.

18:58 07.08.2025

Госдума рассмотрит законопроект, ужесточающий ответственность авиаперевозчиков за порчу и утрату ручной клади. Сейчас максимальная компенсация составляет 11 тыс. руб., но авторы инициативы предлагают увеличить её до 10 МРОТ — около 224 тыс. руб. Изменения могут повлиять на работу экипажей и увеличить расходы авиакомпаний. Эксперты и отраслевые участники называют предложение популистским и настаивают на том, что пассажиры чаще страдают не от кражи ручной клади, а от потери зарегистрированного багажа

Компенсацию за поврежденную ручную кладь могут повысить в 20 раз — до 224 тыс. руб.

Поправки к ст. 119 Воздушного кодекса РФ внесли Яна Лантратова (СРЗП), Нина Останина (КПРФ) и Ярослав Нилов (внефракционный), пишет «Ъ». По их мнению, резкое увеличение компенсации мотивирует бортпроводников тщательнее следить за размещением вещей в салоне. В пояснительной записке говорится, что ручную кладь часто размещают без разбора, что может повредить чужое имущество.

Авиакомпании публично инициативу не комментируют, но, по данным “Ъ”, внутри рынка её восприняли резко негативно. Представитель одного из крупнейших перевозчиков указал, что экипаж должен заниматься безопасностью, а не инвентаризацией сумок. Новые обязанности, по его словам, затруднят посадку и приведут к росту издержек.

Эксперты подчёркивают, что утрата ручной клади в салоне — редкость. Как правило, речь идёт о кражах, особенно на дальнемагистральных рейсах. Такие случаи — зона ответственности полиции, а не перевозчика. «В Европе и США авиакомпании за ручную кладь не отвечают вообще», — напоминает гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

Гораздо более актуальной проблемой для пассажиров эксперты считают низкие выплаты за утерю или порчу зарегистрированного багажа. Сейчас компенсация ограничена 600 руб. за килограмм. В случае кражи из чемодана пассажиру могут возместить лишь его саму оболочку.

«Если депутаты хотят реально повысить защиту прав пассажиров, им стоит заняться вопросом багажа — там реальный ущерб и реальные потери», — считает главный редактор Frequent Flyers Илья Шатилин.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!