С 1 ноября 2025 года в России может вступить в силу новая методика расчета утилизационного сбора. Инициатива Минпромторга, призванная упорядочить рынок, вызовет значительный рост цен на импортные автомобили и сокращение предложения.
Переход к расчету сбора, основанному на мощности двигателя в лошадиных силах затронет практически весь параллельный импорт. Доля машин с двигателями менее 160 л.с. в этом сегменте незначительна. По прогнозам группы «Авилон», импорт автомобилей мощнее 160 л.с. сократится минимум на 15%. Это приведет к исчезновению с рынка ряда моделей и сужению выбора для потребителей.
Наиболее резкое подорожание затронет электромобили и гибриды. По оценкам компании «Рольф», утильсбор для модели Zeekr 001 вырастет на 1,5 млн рублей, для Lixiang — на 1,2 млн рублей. Значительно подорожают и бензиновые автомобили: BMW X5 прибавит в цене 250 тыс. рублей, а Toyota Highlander — 120 тыс. рублей. По данным маркетплейса Fresh, премиальные модели могут подорожать на несколько миллионов рублей.
Официальные дилеры положительно оценивают предложения Минпромторга. В «Рольф» и «Авилон» считают, что новые правила помогут «обелить» индустрию. Они указывают на проблемы потребителей, купивших автомобили через серые схемы. Такие покупатели часто лишены гарантии и защиты по закону о правах потребителя, поскольку официальные дилеры не несут ответственности за эти машины.
Поддержка инициативы крупными игроками связана с их возможностью обеспечить полный цикл обслуживания. Андрей Ольховский из «Автодома» отмечает, что продажа автомобиля — это только начало жизненного цикла, за которым следует сервисная поддержка. Компании, которые не могут этого обеспечить, по его мнению, не должны заниматься этим бизнесом.
Эксперты прогнозируют всплеск продаж в октябре 2025 года, когда покупатели будут стремиться приобрести автомобили по старым правилам. В долгосрочной перспективе это может привести к снижению общего объема рынка и замедлению обновления парка в стране.
Критики инициативы, как Андрей Ольховский, полагают, что бизнес найдет новые лазейки для минимизации сборов. Они призывают к комплексному решению проблем рынка, а не к точечным заградительным мерам. Дополнительная налоговая нагрузка на конечного потребителя может не достичь заявленных целей, но однозначно сделает импортные автомобили менее доступными.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!