Пенится рынок: как российское пивоварение вошло в топ-5 мира и изменилось изнутри | IF | 01.08.2025

Пенится рынок: как российское пивоварение вошло в топ-5 мира и изменилось изнутри

13:59 01.08.2025

В международный день пива редакция IF изучила, как трансформируется российская пивная отрасль. Производство в стране бьёт рекорды, Россия обогнала Германию и вошла в пятёрку крупнейших мировых производителей. Как меняется структура потребления, что происходит на рынке, и как сами пивовары оценивают происходящее — в нашем материале.

Пенится рынок: как российское пивоварение вошло в топ-5 мира и изменилось изнутри

Пиво бренда Displace Brewery

Пивоваренная отрасль в России продолжает демонстрировать высокие темпы роста. По данным Росалкогольтабакконтроля, в 2024 году производство пива в стране увеличилось на 10,3%, достигнув 788,9 млн декалитров (или 78,9 млн гектолитров) — это один из самых заметных скачков за последние годы.

Позитивная динамика сохраняется и в 2025 году. В первом полугодии объёмы выпуска выросли ещё на 3,2%, составив 470 млн декалитров, сообщает ТАСС. Это подтверждает устойчивость роста не только за счёт крупных производителей, но и благодаря региональным и крафтовым пивоварням.

По итогам 2024 года Россия вышла на пятое место в мире и первое в Европе по объёму производства пива, обогнав Германию. Страна произвела 9,1 млрд литров, тогда как немецкие пивовары выпустили около 8,4 млрд литров. Этот факт подчёркивает, насколько сильно трансформировалась российская пивная индустрия, заняв лидирующие позиции не только количественно, но и по разнообразию продукции.

Пиво

Но не только масштаб важен: структура рынка меняется, и в этом ключ — на фоне роста крупных игроков стремительно развивается крафтовый сегмент, аналогично тому, как это произошло в США.

«Пивоварение в России больше всего похоже на США», — говорит Антон Михайлов, основатель бренда Displace Brewery. — «Есть несколько больших пивоварен, которые делают традиционные сорта, но за последние 15 лет появилось много крафтовых пивоварен, которые пробуют всё: от лагеров до имперских стаутов, от сауров до безалкогольных IPA».

По его словам, российский потребитель охотно воспринимает новизну и смену вкусов, поэтому именно экспериментальность стала движущей силой индустрии. Пивовары активно используют фрукты, специи, овощи, лактобактерии и нестандартные ингредиенты. Один из ярких примеров — томатный гозе, изобретённый Денисом Сальниковым в Туле, ставший популярным даже за границей. По данным ProfiBeer, В России существует более 1000 малых и средних пивоварен.

Безалкогольный сегмент — новое направление, на которое делают ставку многие крафтовики: молодёжь в городах всё чаще выбирает пиво без градуса, но с ярким вкусом. И в этом сегменте также идёт разнообразие: от цитрусовых сауров до безалкогольных стаутов.

«У нас ценится не традиция, а разнообразие», — подчёркивает пивовар. — «На полках наших магазинов, можно встретить пиво из любых стран, Англия, Ирландия, Белгия, Германия, США, Китай и т.д. И наряду с ними стоит наш отечественный крафт. А значит — пьют у нас всё».

И хотя крупнейшие производители, вроде «Балтики» или AB InBev Efes, продолжают доминировать в массовом сегменте, они всё чаще выпускают стили, ранее характерные для крафтовиков — New England IPA, фруктовые эли, вишнёвое и кислое пиво. Это говорит о том, что именно крафт диктует тренд.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!