Весна 2020 года, разгар пандемии коронавируса. Люди в панике начали скупать крупы, соль, сахар, средства гигиены и другие товары на месяцы и годы вперед. Почему? Они ожидали, что товары пропадут с полок или сильного подорожают. И да, эти позиции временно пропадали с полок и выросли в цене, но по вине самих «скупщиков». Это крайнее проявление инфляционных ожиданий. Разберем, что это такое.
Инфляционные ожидания (ИО) – ожидания экономических агентов (например, населения, предприятий, банков) относительно изменения цен в будущем. Такое определение дает Банк России. Однако есть разные виды инфляционных ожиданий, за которыми следит регулятор.
Инфляционные ожидания населения – это ожидания населения касательно темпов инфляции на горизонте 1 года и 5 лет. Данный тип инфляционных ожиданий собирается на основе ежемесячных опросов жителей России старше 18 лет из разных регионов и населенных пунктов. Выборка – около 2000 человек.
Рис. 1. Индикаторы инфляционных ожиданий. Источник: Банк России. Инфляционные ожидания и потребительские настроения № 10 (106). Октябрь 2025 года
Все опрошенные также разделяются на 2 подгруппы – со сбережениями и без сбережений (рис. 1). Статистически, люди, обладающие сбережениями, демонстрируют более низкие инфляционные ожидания, поэтому подгруппы разделены для наглядности (рис. 2).
Рис. 2. Оценки ожидаемой инфляции подгрупп со сбережениями и без них. Источник: ООО «инФОМ». Отчет по десятому опросу (волна 152). Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения. Октябрь 2025 года.
Ценовые ожидания предприятий – это ожидания предприятий касательно темпов инфляции на горизонте 3 месяцев. Эти ожидания тоже собираются ежемесячно на основе постоянной выборки из 15+ тыс. предприятий России. Банк России приводит различные типы ожиданий бизнеса: ценовые ожидания предприятий с балансом ответов и средний ожидаемый предприятиями темп прироста цен на следующие 3 месяца в процентах годовых.
Аналитики и рынок. Аналитики – профессиональные экономисты. Очевидно, они демонстрируют наиболее объективный подход к оценке будущей инфляции с учетом множества факторов. На их прогнозы опираются участники финансового рынка и предприятия, оценка инфляции аналитиками важна для Банка России.
Участники финансового рынка формируют так называемую вмененную инфляцию – темпы роста цен, которые закладывает финансовый рынок. Определяется вмененная инфляция расчетами на основе доходностей сопоставимых ОФЗ-ИН (индексируемые) и ОФЗ-ПД. Это тоже важный показатель, так как речь идет о деньгах инвесторов, а значит оценки инфляции, закладываемые в стоимость активов, довольно точны.
Рис. 3. Инфляционные ожидания и годовая инфляция. Источник: Банк России. Инфляционные ожидания и потребительские настроения № 10 (106). Октябрь 2025 года
Из интересного: наблюдаемая инфляция – рост цен, который россияне «видят» за прошедший год к сегодняшнему дню – почти всегда выше, чем ожидаемая инфляция, а она выше, чем фиксируемая Росстатом годовая инфляция (рис. 3).
Инфляционные ожидания играют значительную роль при проведении Банком России денежно-кредитной политики (ДКП). Регулятор обращает большое внимание на этот комплекс индикаторов, отмечая, что они не менее значимы, чем фактическая инфляция.
Фактическая годовая инфляция – зеркало заднего вида. Она показывает, что уже было, как действия регулятора сказались на темпах роста цен. А инфляционные ожидания – это взгляд в будущее.
И дело вот в чем. Население и предприятия принимают свои финансовые решения – сберегать, тратить, вложить – на основе своих субъективных предположений, оценок относительного того, что будет с ценами в будущем. Если агенты верят, что цены будут расти (даже, если это не так), то они будут активнее потреблять товары и услуги сейчас, что действительно приведет к росту цен.
Компания, ровно, как и любой человек, ожидая роста цен на сырье, закупит его впрок и заранее поднимет цены на свою продукцию, чтобы сохранить маржу. Это давление со стороны издержек также раскручивает инфляционную спираль.
Мы возвращаемся, к примеру из эпохи пандемии коронавируса, о котором мы рассказали в начале статьи. Только в нем ситуация носит более радикальный характер – товары не выросли в цене, а временно пропали. И произошло это не из-за внешних факторов, из-за действий самих экономических агентов.
Субъективные предположения большинства превращаются в объективный факт. Это своего рода самосбывающийся прогноз. Если все участники экономической деятельности верят в рост цен, то он случится, ведь совокупность этих участников – это и есть экономика, которая зависит от их действий. Важность инфляционных ожиданий отмечает и сам Банк России: «от инфляционных ожиданий участников экономики зависит, насколько эффективно денежно-кредитная политика будет контролировать инфляцию».
Высокие инфляционные ожидания мешают снижению инфляции. Именно эта проблема сейчас волнует Банк России – инфляционное давление в стране спадает, однако ИО все еще остаются высокими. Этот фактор вынуждает ЦБ РФ поддерживать более жесткие денежно-кредитные условия, более плавно и позже снижать ключевую ставку.
Виды инфляционных ожиданий мы разобрали, как и их значимость. Теперь разберем понятия заякоренности и незаякоренности инфляционных ожиданий. Это не имеет отношения к судоходству, но эффект, описываемый словом «заякоренность» в инфляционных ожиданиях, хорошо перекликается с сутью работы якоря.
Заякоренные инфляционные ожидания — это такие ожидания по инфляции на 1 год и более, которые устойчиво держатся около целевого уровня инфляции (в России — 4%), как на якоре, и не подвержены значительным колебаниям при краткосрочных проинфляционных шоках. Иными словами, люди и бизнес верят в способность Банка России удерживать инфляцию около 4%.
И это важно. Мы уже обсудили, что инфляционные ожидания влияют на будущие действия экономических агентов. Следовательно, высокие инфляционные ожидания побуждают население и предприятия активнее тратить деньги, меньше сберегать и привлекать кредиты. Если инфляционные ожидания не заякорены, то любой шок будет приводить к росту ИО и повышать риск раскручивания инфляционной спирали.
При обратной ситуации, когда инфляционные ожидания заякорены, население спокойно реагирует на шоки и не спешит резко увеличивать потребление товаров и услуг, сокращать норму сбережений и брать кредиты. В таком случае регулятору проще бороться с высокой инфляцией и требуется для этого «меньшая цена», чем в случае, когда инфляционные ожидания не носят заякоренный характер – не такая высокая ставка и не столь продолжительное время.
Инфляционные ожидания – это во многом про психологию. Человек гораздо лучше запоминает негативный опыт, особенно если он встречался чаще, чем позитивный. Если в стране исторически инфляция была высокой и редко достигала цели, то не верить в достижение цели – вполне рациональная стратегия. Формируется шаблон и любой проинфляционный шок воспринимается как угроза.
Именно по этой причине, как и отмечает сам ЦБ, чтобы ИО снизились и стали заякоренными нужен долгий период низкой и стабильной инфляции вблизи цели. Это сложная, долгая, кропотливая работа. Здесь в работу уже вступает денежно-кредитная политика, для которой инфляционные ожидания являются, в том числе, одним из макроэкономических индикаторов при принятии решений по ключевой ставке.
Инфляция снизилась, но, к сожалению, инфляционные ожидания все еще такие же высокие, как в 2024 году, когда инфляция была выше. Увы, четыре года высокой инфляции не проходят бесследно, и эта инерция задирает все ставки в экономике, – Эльвира Набиуллина, глава Банка России.
ИО населения России оставались незаякоренными весь период наблюдений – это вывод Центробанка. Это объясняет, почему даже на фоне снижения фактической инфляции ЦБ вынужден сохранять осторожную риторику и высокую ставку — он борется не столько с текущими ценами, сколько с устойчивыми пессимистичными настроениями в обществе.
Опрос предприятий Банк России проводит самостоятельно. Мнение аналитиков регулятор замеряет тоже сам или через опросы Интерфакса, а вмененная инфляция в ОФЗ-ИН рассчитывается регулятором на основе рыночных данных.
Инфляционные ожидания населения, как мы уже отметили, замеряют в ходе ежемесячных стандартизированных опросов. Их проводит Фонд общественного мнения (ООО «инФОМ») по заказу Банка России. Вот как звучат вопросы:
Как, по Вашему мнению, в целом изменятся цены на продукты питания, непродовольственные товары и на услуги в следующем месяце?
Как, по Вашему мнению, в целом будут меняться цены в следующие 12 месяцев (год)?
Если говорить в целом, то Вы доверяете Банку России или не доверяете?
По официальным данным, в 2024 году рост цен в России составил около 9,5%. Банк России стремится удерживать рост цен на уровне около 4% в год. Как Вы считаете, через три года, в 2028 году, рост цен будет выше или ниже, чем 4%? Или он будет составлять примерно 4%?
Рис. 4. Пример вопроса и данные по ответам респондентов. Источник: ООО «инФОМ». Отчет по десятому опросу (волна 152). Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения. Октябрь 2025 года.
Ответы почти на вопросы закрытые (рис. 4) – респонденты выбирают 1 из 4-6 ответов, однако есть и открытые. Помимо инфляционных ожиданий собирается информация о субъективной оценке материального положения каждого респондента, наличие сбережений у него, планы по тратам и сбережениям.
Однако методику часто критикуют. Несмотря на то, что ИО – очень важный индикатор в процессе принятия решений по ДКП, у профессионального сообщества возникают некоторые вопросы к методу замера инфляционных ожиданий в России и их интерпретации.
Усреднение неоднородной выборки. Уровень доходов и структура потребления у разных групп населения существенно отличаются и это отлично демонстрирует разница в ИО подгрупп со сбережениями и без них. Усреднение данных способно сильно исказить реальное положение дел.
Помимо этого, на выборке в 2 тысячи человек трудно охватить все потенциально существующие подгруппы населения России. А инфляционные ожидания людей с разным уровнем дохода и образования, жителей мегаполисов и регионов, могут сильно различаться. Усреднение тоже способно исказить данные.
Низкая финансовая грамотность и субъективность. Среди аналитиков часто слышна критика в адрес целесообразности проведения опросов инфляционных ожиданий населения в принципе, так как они фиксируют скорее социальные настроения и тревожность, нежели рациональные экономические прогнозы жителей страны.
Отчасти так и есть, но важно вспомнить о сути инфляционных ожиданий. Они не должны быть полностью рациональными, опираться на данные и объективную реальность. Задача сбора ИО – замерить текущий консенсус в обществе, который и отражается в наборе субъективных оценок.
Вопросы «на засыпку» и негативный опыт. Классический пример – вопрос «На сколько процентов, по Вашему мнению, вырастут цены за год?». Респондентам трудно дать конкретный и усредненный ответ, еще и в процентах. Цены воспринимаются образно и в качественных метриках (сильный рост или слабый). Зачастую вспоминаются недавние яркие случаи роста цен и экстраполируются на будущее.
Однако, несмотря на всю критику, ЦБ не отказывается от замера инфляционных ожиданий населения. Методика и данные на выходе, конечно, не идеальны, но польза инструмента превышает его изъяны. К тому же ведется постоянная работа по донастройке параметров опроса, которая направлена на устранение его слабых сторон. ИО населения — это, фактически, уникальный барометр социальных настроений.
Инфляционные ожидания полезны не только для макроэкономистов и Центробанков. Розничный инвестор может использовать этот индикатор при принятии инвестиционных решений и включать ИО в свой инвестиционный анализ и прогнозы. И связь здесь, в первую очередь, проявляется через денежно-кредитную политику.
Во-первых, рост инфляционных ожиданий — это прямой сигнал о потенциально готовящемся ужесточении денежно-кредитной политики. Во-вторых, если ДКП уже жесткая, а инфляционные ожидания остаются высокими, то это предпосылка к более продолжительному периоду поддержания жесткой ДКП, а значит разворот ставки начнется позже и с более плавной траекторией.
Естественно, это оказывает влияние на рынок ценных бумаг – как фондовый, так и долговой. Знание текущих инфляционных ожиданий и их траектории позволит инвестору лучше понимать возможные решения Банка России по ставке, а значит принимать более взвешенные и объективные инвестиционные решения.
При росте инфляции и инфляционных ожиданий Банк России принимает решение о повышении ставки. Это знание позволяет инвестору вовремя перестроить портфель — избавиться от облигаций с фиксированным купоном и приобрести бумаги с плавающим купоном, сократить дюрацию облигационного портфеля, снизить аппетит к риску. Фокус портфеля акций – сместить на бумаги компаний из защитных секторов (энергетика, ритейл).
Напротив, стабильные и низкие инфляционные ожидания говорят о «зеленом свете» облигаций, так как сигнализируют о смягчении денежно-кредитных условии и предстоящем снижении ключевой ставки. Тот, кто умеет читать инфляционные ожидания, получает карту, по которой можно лучше понимать следующие ходы Центробанка и рынка.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!