Российское правительство утвердило кардинальное расширение эксперимента по беспилотным грузоперевозкам, разрешив движение грузовиков без водителя в салоне. Экспериментальный правовой режим (ЭПР) продлен до 2028 года и распространен на три новых региона, что открывает путь к коммерческому использованию автономного транспорта. Ключевым нововведением стало разделение беспилотников на две категории с разной степенью автономности.
За два года испытаний на трассах М-11 и ЦКАД достигнуты значительные результаты. Девяносто беспилотных грузовиков КамАЗ и Navio наработали более 9,5 миллионов километров без единого дорожно-транспортного происшествия по вине автономных систем.
За этот период было перевезено свыше 20 тысяч тонн грузов для таких компаний, как «Магнит» и ПЭК. Технология продемонстрировала стабильность и предсказуемость поведения в реальных дорожных условиях, а также доказала свою экономическую эффективность за счет снижения операционных затрат.
Эксперимент вводит две категории транспортных средств, пишет «Коммерсантъ». К первой категории отнесены модернизированные версии текущих беспилотников, где водитель-испытатель может находиться на пассажирском месте. Ко второй категории относятся транспортные средства следующего поколения с полным отсутствием человека в салоне и управлением через системы удаленной маршрутизации.
Для обеих категорий установлены жесткие технические требования. Система должна выполнять так называемый «маневр минимального риска» — последовательность действий для минимизации последствий при критических сбоях в работе программного обеспечения. При этом автономная остановка должна учитывать дорожную обстановку, включая движение транспортных средств сзади. Введена обязательная полугодовая отчетность по всем инцидентам, а к водителям-испытателям предъявлены новые требования, включая отсутствие судимостей.
География эксперимента расширена за счет добавления Башкирии, Пермского края и Свердловской области. Это связано с завершением строительства трассы М-12 до Екатеринбурга, что создает единую логистическую артерию для тестирования технологий на протяженных маршрутах.
К 2028 году установлены целевые показатели: транспортные средства первой категории должны проехать суммарно не менее 17,6 миллионов километров, а второй категории — не менее 100 тысяч километров полностью автономного движения.
Минтранс продолжает работу над федеральным законом о беспилотном транспорте, который установит единые правила эксплуатации, определит распределение ответственности при ДТП и создаст основу для страховых механизмов. Законопроект планируется внести в правительство в первом квартале 2026 года.
По оценкам ведомства, внедрение беспилотных грузоперевозок позволит снизить операционные затраты на логистику на 15-20%, повысить эффективность использования транспорта за счет круглосуточной работы и улучшить безопасность дорожного движения. Расширенный эксперимент знаменует переход от тестирования технологий к созданию полноценной нормативной базы для коммерческого использования автономных грузоперевозок в России.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!