Россия рассчитывает на новые договорённости с Китаем для поддержания торговли, которая после рекордных показателей начала снижаться. Об этом сообщили источники Reuters в преддверии саммита ШОС в Тяньцзине 31 августа – 1 сентября, где Владимир Путин встретится с председателем КНР Си Цзиньпином.
По данным китайской таможни, товарооборот между двумя странами за январь–июль 2025 года упал на 8,1% по сравнению с прошлым годом. Основное сокращение пришлось на экспорт российской нефти и импорт китайских автомобилей и электроники. Если в 2024 году оборот достиг рекордных $245 млрд, то в текущем году он демонстрирует спад.
Среди возможных направлений роста называются проекты в сельском хозяйстве и энергетике, включая газопровод «Сила Сибири – 2». Однако стороны не могут согласовать его условия уже несколько лет.
По данным китайской статистики, с января по июль импорт автомобилей из КНР сократился почти наполовину, смартфонов и компьютеров — на 27,5%, а экспорт российского топлива — на 20%. Частично эти потери компенсировал рост поставок металлов — алюминия, меди и никеля.
Министр промышленности и торговли Антон Алиханов объяснил падение торговли санкциями, нестабильностью сырьевых рынков и насыщением российского рынка китайскими товарами. Особенно это заметно в автосегменте: если до 2022 года доля китайских брендов в России не превышала 10%, то к середине 2023 года превысила половину.
В то же время в отдельных секторах, например в станкостроении, Россия смогла снизить зависимость от импорта. По данным «Ритма машиностроения», производство станков в 2021–2024 годах выросло на 137%. Источники полагают, что в 2025 году спрос на китайское оборудование снизится ещё больше, так как часть предприятий, особенно оборонных, уже «переоснастилась».
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!