Российское правительство своевременно инициировало процесс постепенного снижения цены отсечения в бюджетном правиле. При возникновении значительных рисков ликвидности в Фонде национального благосостояния (ФНБ) активов достаточно, и факторы, влияющие на цены на нефть, вероятно, будут иметь краткосрочный эффект. Однако, если ситуация изменится, возможно, потребуется дополнительное обсуждение бюджетного правила, сообщил журналистам заместитель министра финансов РФ Владимир Колычев.
«Начало года выдалось интересным, как и конец прошлого года, соответственно, цены действительно существенно ниже наших базовых отсечек. Это указывает на то, что правительство своевременно приняло решение о поэтапном снижении отсечки. Тем не менее, мы исходим из того, что в ФНБ ликвидных активов для значительных рисков достаточно. Если ситуация будет развиваться иначе, чем мы предполагаем, то, возможно, потребуется дополнительное обсуждение бюджетной конструкции», — отметил Колычев.
Колычев пояснил, что важен вопрос не текущей цены на нефть, а определения среднесрочной равновесной цены. «Это даже вопрос не в моменте, какая цена на нефть, а вопрос того, где скорее может быть равновесная цена на нефть. Где сейчас цена на нефть — не так важно, если через несколько месяцев она будет соответствовать нашему пониманию, заложенному в бюджетной конструкции. Это больше вопрос среднесрочной цены на ближайшие 3-5 лет и так далее», — добавил он.
Замминистра отметил, что факторы, влияющие на цену нефти в конце прошлого и начале текущего года, скорее всего, будут иметь недолгосрочный эффект. «Так как факторы, которые в конце прошлого года и в начале этого года влияли на цену на нефть, в большей степени пока, по крайней мере, кажется, будут иметь недолгосрочный эффект, то и потребности в пересмотре бюджетной конструкции пока не возникает. Но, если оценки наши поменяются, и мы поймем, что все-таки равновесная цена сильно падает ниже, чем наши 55, которые предусмотрены к 2030 году, то нужно будет этот вопрос обсуждать», — подчеркнул Колычев.
Колычев также упомянул, что в январе цены на нефть остаются низкими, и бюджет не получает запланированные нефтегазовые доходы. «Соответственно, у нас будет недобор по нефтегазовым доходам. Как обычно, уже стало обычной практикой в последние годы, закупки, которые предусмотрены в законе о бюджете, во многом авансово осуществляются. То есть, скорее всего, в начале года, в январе-феврале будет высокое кассовое исполнение по расходам, это сформирует чисто оптически большой дефицит в начале года, но это нам казалось, что уже к этому привыкли все. В принципе этот год он скорее повторит такую же динамику, но она будет чуть острее из-за того, что нефтегазовые доходы еще ниже, чем в прошлом», — сказал он.
Комментируя влияние крепкого рубля на поступление нефтегазовых доходов, Колычев добавил: «Крепкий рубль влияет на фактическое поступление доходов, но на определение базовой цены на нефть он никак не может влиять. Наоборот, чем крепче рубль, тем базовые доходы меньше, соответственно, дополнительно для этого еще понижать базовую цену было бы странно, то есть математика обратная в этом случае».
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!