Рост онлайн-продаж продуктов замедлился до 28,8%

13:22 18.08.2025

Рынок e-grocery во II квартале показал оборот 385 млрд руб., но темпы его роста снизились почти на 20 п. п. Причина — дефицит курьеров, рост издержек и сокращение расходов потребителей. Долю на рынке удерживают крупнейшие игроки — на них приходится более 90% оборота.

Рост онлайн-продаж продуктов замедлился до 28,8%

Оборот онлайн-продаж продуктов питания в апреле–июне 2025 года составил 385 млрд руб., увеличившись на 28,8% год к году, подсчитали в Infoline. Однако темпы роста резко замедлились: год назад показатель составлял 47,1%. В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) общий объем онлайн-заказов продуктов и готовой еды оценивают в 1 трлн руб., с ростом на 62%, что также ниже прошлогодних темпов, пишет «Ъ».

Главными ограничителями остаются кадровый дефицит и рост издержек. По данным hh.ru, с начала года средняя предлагаемая зарплата курьеров выросла на 21,1%, до 155,9 тыс. руб. в месяц. На фоне инфляционного давления и снижения потребительской активности россияне сокращают траты: по данным «СберИндекса», в начале августа расходы в реальном выражении падали до –0,9% год к году.

Средний чек в e-grocery также снижается. По расчетам Data Insight, в апреле–июне он составил 1,45 тыс. руб. (–3% год к году). У лидеров рынка — «Самоката», «Вкусвилла», «Яндекс Лавки», «Пятерочки» и Ozon Fresh — средний чек упал до 1,18 тыс. руб. (–5%).

В таких условиях заметный рост демонстрируют дискаунтеры. Оборот e-grocery направления «Магнита» за квартал вырос на 78,8%, до 40 млрд руб.; X5 Digital — на 56,5%, до 80 млрд руб. В то же время у «Самоката» рост составил лишь 5,6%, у «Вкусвилла» — 20,1%.

По итогам квартала доля онлайн-продаж в общем объеме рынка продуктов составила 5,3%, что на 0,7 п. п. выше, чем год назад, но на 0,4 п. п. ниже относительно января–марта. Консолидация усиливается: на топ-10 компаний приходится 91,5% сегмента против 43% в традиционной рознице.

Эксперты считают, что при текущем росте издержек и ограничениях со стороны властей регионов дальнейшее развитие рынка будет зависеть в основном от крупных игроков, готовых финансировать экспансию и инвестировать в логистику.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!