Анализ долговой устойчивости регионов России: рост и изменения в 2025 году

Анализ долговой устойчивости регионов России: рост и изменения в 2025 году

Счетная палата Российской Федерации провела анализ изменений в состоянии государственного долга регионов страны, а также оценку эффективности использования бюджетных кредитов из федерального бюджета в период с 2022 по 2024 годы. В результате исследования было установлено, что уровень долговой устойчивости увеличился в 15 регионах с среднего до высокого уровня, а в 2 регионах — с низкого до среднего, согласно материалам контрольного ведомства.

В отчете отмечается: "Уровень долговой устойчивости в 2022-2024 годах повысился со среднего до высокого уровня в 15 регионах, а с низкого до среднего – в 2 регионах. В результате по итогам 2024 года количество регионов с высоким уровнем долговой устойчивости достигло 64, а к группе с низкой устойчивостью не был отнесен ни один регион".

Среди регионов, в которых повысился уровень долговой устойчивости, можно выделить Республику Марий Эл, Кабардино-Балкарскую и Чеченскую республики, Забайкальский и Хабаровский края, Чукотский автономный округ, а также Волгоградскую, Кировскую, Магаданскую, Нижегородскую, Новгородскую, Рязанскую, Смоленскую, Тамбовскую и Ярославскую области. В свою очередь, Республика Мордовия и Удмуртская Республика улучшили свои позиции с низкого до среднего уровня. В то же время уровень устойчивости снизился в Республике Дагестан и Амурской области.

В отчете также подчеркивается, что при оценке долговой устойчивости не принимаются во внимание объемы инфраструктурных бюджетных кредитов, предоставляемых регионам, и расходы на их обслуживание. Вместе с тем, показатели по специальным казначейским кредитам, которые имеют схожие условия предоставления, учитываются. Счетная палата выражает мнение, что такой подход может искажать реальную оценку долговой устойчивости регионов.

В ведомстве отметили, что за анализируемый период объем государственного долга регионов России увеличился в 1,3 раза, что составляет 673,1 миллиарда рублей, и на 1 января 2025 года он достиг 3,1 триллиона рублей. "При этом структура долговых обязательств регионов существенно изменилась: доля рыночных заимствований сократилась с 42,7% до 19,4%, а доля кредитов из федерального бюджета увеличилась с 55,4% до 78,4%", - указано в материалах Счетной палаты.

Министерство финансов России также акцентирует внимание на снижении доли рыночных заимствований и изменении структуры долговых обязательств субъектов Российской Федерации. Предоставление бюджетных кредитов способствовало повышению уровня долговой устойчивости регионов и обеспечило своевременное финансирование первоочередных расходов и важных проектов, как отмечает министерство в своем комментарии, приложенном к материалам Счетной палаты.

В Минфине заявили: "Новый механизм списания 2/3 задолженности по бюджетным кредитам способствует сокращению долговой нагрузки субъектов РФ и позволяет финансировать проекты по ЖКХ, обновлению общественного транспорта, развитию опорных населенных пунктов, переселению граждан из аварийного жилья, а также расходов, связанных с проведением специальной военной операции".

При этом в министерстве уточнили, что при расчете долговой устойчивости в соответствии с бюджетным законодательством не учитываются объемы предоставляемых регионам инфраструктурных бюджетных кредитов и платежей по их обслуживанию. "Минфин России проводит мониторинг оценки качества управления региональными и муниципальными финансами в соответствии с приказом министерства", - добавили в комментарии.

В заключение в Минфине отметили: "Минфин России проработает замечания Счетной палаты, направленные по итогам проведения экспертно-аналитического мероприятия, в части государственного долга субъектов РФ".

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!