Совкомфлот под давлением: как санкции и рынок влияют на будущее компании

16:54 06.08.2025

Заработать на акциях под санкциями? Совкомфлот держится на плаву, но риски растут: новый пакет ограничений от США может ударить по логистике, портам и страховке. Инвесторы фактически делают ставку — выдержит ли судоходная компания геополитический шторм.

Совкомфлот под давлением: как санкции и рынок влияют на будущее компании

В начале 2025 года акции Совкомфлота (#FLOT) уже ощутили давление — как со стороны рынка, так и в политике. И это ещё до возможных санкций, которые может ввести администрация Трампа.

Первый квартал года оказался слабым:

  • выручка упала до $278 млн против $397 млн в предыдущем квартале;

  • чистый убыток составил $393 млн.

Основные причины:

  • обесценение части флота, попавшего под санкции;

  • курсовые потери на фоне крепкого рубля.

Скорректированный убыток без учёта немонетарных факторов — всего $1 млн. Тем не менее, квартал — в минусе.

Что говорит сама компания?

Совкомфлот комментирует ситуацию так:

«Флот оказался под беспрецедентными ограничениями. Это создаёт сложности, но бизнес-модель остаётся устойчивой благодаря долгосрочным контрактам и диверсифицированному флоту».

Частично это подтверждают цифры:

  • маржинальность по EBITDA — 47%;

  • наличие долгосрочных контрактов;

  • сильные позиции в Арктике;

  • устойчивый баланс и достаточная ликвидность.

И всё же сейчас компания больше держится на плаву, чем движется вперёд.

Что может произойти в ближайшее время?

На горизонте — новый пакет санкций от США. Дональд Трамп заявил, что если до 8 августа не будет перемирия на Украине, то ограничения затронут «теневой флот», перевозящий нефть в обход эмбарго. Совкомфлот — один из главных кандидатов под удар.

Наиболее вероятные меры:

  • запрет захода судов в крупные международные порты;

  • отключение от международного страхования;

  • давление на посредников и фрахтовщиков.

Это приведёт к росту логистических издержек и падению рентабельности, даже если контракты останутся в силе.

Что происходит с теневым флотом?

Несмотря на санкции, теневой флот продолжает расти. По данным BRS:

  • в составе флота — 1140 судов грузоподъёмностью 127 млн тонн;

  • полгода назад их было на 210 меньше;

  • это почти 9% мирового танкерного флота, рост — +30 судов в месяц;

  • 78% судов уже под санкциями, связаны с Совкомфлотом, иранской NITC или венесуэльской PDVSA.

Западные владельцы зарабатывают на продаже старых танкеров в «теневые» компании — с начала года выручка превысила $6 млрд. Однако большинство судов уже возрастные — средний возраст более 20 лет. Это увеличивает риски новых, более точечных санкций.

Вывод

Инвестиции в Совкомфлот — это ставка на выживание в условиях санкционного давления. Пока компания держится за счёт маржинальности, флота и контрактов. Но если ультиматум сработает — бумаги могут резко просесть. Следим внимательно.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!