Заработать на акциях под санкциями? Совкомфлот держится на плаву, но риски растут: новый пакет ограничений от США может ударить по логистике, портам и страховке. Инвесторы фактически делают ставку — выдержит ли судоходная компания геополитический шторм.
В начале 2025 года акции Совкомфлота (#FLOT) уже ощутили давление — как со стороны рынка, так и в политике. И это ещё до возможных санкций, которые может ввести администрация Трампа.
Первый квартал года оказался слабым:
выручка упала до $278 млн против $397 млн в предыдущем квартале;
чистый убыток составил $393 млн.
Основные причины:
обесценение части флота, попавшего под санкции;
курсовые потери на фоне крепкого рубля.
Скорректированный убыток без учёта немонетарных факторов — всего $1 млн. Тем не менее, квартал — в минусе.
Совкомфлот комментирует ситуацию так:
«Флот оказался под беспрецедентными ограничениями. Это создаёт сложности, но бизнес-модель остаётся устойчивой благодаря долгосрочным контрактам и диверсифицированному флоту».
Частично это подтверждают цифры:
маржинальность по EBITDA — 47%;
наличие долгосрочных контрактов;
сильные позиции в Арктике;
устойчивый баланс и достаточная ликвидность.
И всё же сейчас компания больше держится на плаву, чем движется вперёд.
На горизонте — новый пакет санкций от США. Дональд Трамп заявил, что если до 8 августа не будет перемирия на Украине, то ограничения затронут «теневой флот», перевозящий нефть в обход эмбарго. Совкомфлот — один из главных кандидатов под удар.
Наиболее вероятные меры:
запрет захода судов в крупные международные порты;
отключение от международного страхования;
давление на посредников и фрахтовщиков.
Это приведёт к росту логистических издержек и падению рентабельности, даже если контракты останутся в силе.
Несмотря на санкции, теневой флот продолжает расти. По данным BRS:
в составе флота — 1140 судов грузоподъёмностью 127 млн тонн;
полгода назад их было на 210 меньше;
это почти 9% мирового танкерного флота, рост — +30 судов в месяц;
78% судов уже под санкциями, связаны с Совкомфлотом, иранской NITC или венесуэльской PDVSA.
Западные владельцы зарабатывают на продаже старых танкеров в «теневые» компании — с начала года выручка превысила $6 млрд. Однако большинство судов уже возрастные — средний возраст более 20 лет. Это увеличивает риски новых, более точечных санкций.
Инвестиции в Совкомфлот — это ставка на выживание в условиях санкционного давления. Пока компания держится за счёт маржинальности, флота и контрактов. Но если ультиматум сработает — бумаги могут резко просесть. Следим внимательно.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!