В открытом обращении, направленном через “Коммерсантъ” в адрес Банка России, правительства и парламента, основательница Wildberries Татьяна Ким заявила: публичные претензии крупнейших российских банков к маркетплейсам имеют под собой не заботу о конкуренции, а попытку финансовых организаций «срезать собственные расходы и устранить конкурирующую модель».
По словам Ким, требования банков запретить маркетплейсам субсидировать скидки и устанавливать разные цены в зависимости от способа оплаты — это попытка выдать свои коммерческие интересы за вопрос регулирования рынка. При этом, отмечает она, сами банки активно используют налоговые льготы и программы лояльности в собственных экосистемах, от “Мегамаркета” до сервиса «Город», и инвестируют сотни миллиардов рублей в небанковские активы.
1. Банки пытаются представить малый бизнес нарушителями
После заявлений Германа Грефа о «недоплате налогов» со стороны маркетплейсов, Ким напомнила: подавляющее большинство селлеров легально работают на специальных налоговых режимах, а риски нарушения налогового законодательства, по оценке ФНС, есть лишь у 0,3% предпринимателей.
«Получается, что малые и средние бизнесы, законно применяющие спецрежимы, внезапно объявлены нарушителями», — подчёркивает она.
2. Банки требуют запретов, но не используют доступные им инструменты
По словам Ким, у всех российских банков уже есть возможность давать кешбэк на покупки на маркетплейсах — но подавляющее большинство этого не делает.
«Причина проста: им невыгодно инвестировать в рост оборота платформы», — пишет она.
3. У банков есть собственные маркетплейсы и программы лояльности
Ким приводит пример: только «Сбер» вложил в небанковские активы в 2024 году около 790 млрд рублей, в том числе в собственные торговые сервисы и бонусные программы.
«Говорить о невозможности конкуренции — странно, когда банки сами строят полноценные экосистемы», — отмечает она.
4. Настоящая цель — снижение собственных затрат, а не защита конкуренции
Ким делает вывод: под лозунгами борьбы за «честные условия» банки фактически лоббируют запрет на скидки, чтобы сократить расходы на кешбэки, сохранить комиссионные доходы и устранить конкурентов на рынке платежей и онлайн-торговли.
рост цен для потребителей, прежде всего самых социально уязвимых;
ухудшение условий для малого бизнеса, которому маркетплейсы дают единственный канал масштабирования;
замедление развития цифровой торговли и стагнация всей отрасли;
инфляционное давление, если государство поддержит запреты на субсидирование скидок.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!