На выставке «Иннопром» в Екатеринбурге Государственный научный центр НАМИ представил серийные Lada Vesta и Aurus Komendant, оснащённые полностью автономными системами управления. Главная особенность новинки — компактный сенсорный модуль, размещённый на крыше автомобиля. Именно он делает машины «беспилотниками», и в будущем его можно будет установить практически на любой серийный автомобиль — как легковой, так и грузовой.
Aurus Komendant (Фото: Донат Сорокин / ТАСС)
По сути, представленный автопилот — это единый универсальный бокс, внутри которого находятся сенсоры, камеры, лидары, радары, вычислительный блок и всё необходимое программное обеспечение. На Vesta установлены 8 камер, 4 лидара и 2 радара, которые обеспечивают распознавание объектов на расстоянии до 100 метров. У Aurus Komendant — 7 камер, 2 лидара и 5 радаров с радиусом действия до 200 метров.
Разработчики подчёркивают, что система максимально адаптивна: за счёт унификации сенсорных линий и цифровой защиты комплекс легко устанавливается на любую модель. Как пояснили в НАМИ, «оптимизированное ПО и высокопроизводительное оборудование делают систему одной из самых точных среди аналогов». Монтаж не требует серьёзной переработки конструкции автомобиля, а интерфейсы подключения позволяют интегрировать автопилот в уже существующую линейку моделей.
Источник изображения: ФГУП "НАМИ"
НАМИ контролирует 68% акций АвтоВАЗа, поэтому логично предположить, что технология в первую очередь получит развитие именно на автомобилях Lada. Однако, как заявляют представители центра, потенциал куда шире: тесты ведутся и на городских дорогах, и на полигонах, в том числе с грузовой техникой.
В отличие от многих громких анонсов прошлых лет, новая система уже работает на реальных машинах. И хотя серийное внедрение пока не объявлено, сам факт презентации на гражданской технике говорит о серьёзных планах. Это не просто «прототип на будущее», а решение, которое может выйти на рынок в обозримой перспективе.
Напомним, ранее НАМИ занимался множеством технологических разработок: от автоматических трансмиссий до бронетехники. Однако лишь немногие проекты дошли до промышленной реализации. Новый автопилот — один из немногих примеров, где опыт института и запросы рынка совпали.
Lada Vesta (фото: РИА)
Тема беспилотников в России развивается не первый год. В Москве и Казани проводились пилотные проекты по беспилотным такси, в том числе от «Яндекса» и компаний-партнёров. В сегменте грузового транспорта КамАЗ также активно тестирует собственные системы автономного управления, в том числе для карьеров и междугородних перевозок.
Препятствием на пути широкого внедрения до сих пор остаются законодательные ограничения, отсутствие инфраструктуры и высокая стоимость компонентов. Однако, как показала разработка НАМИ, в России создаются решения, способные работать на массовом рынке. Универсальный сенсорный бокс, который можно установить на любую машину, — потенциально важный шаг в этом направлении.
Если технология окажется надёжной и доступной, у России есть шанс стать одним из лидеров в области адаптивных беспилотных решений — особенно в сегменте коммерческого и промышленного транспорта.
Особую актуальность технология НАМИ приобретает на фоне перегретого рынка труда. В России фиксируется устойчивый дефицит кадров в сфере грузовых и пассажирских перевозок: водителей не хватает, особенно в отдалённых регионах и в условиях высокой текучести. Универсальное решение, позволяющее превратить практически любой автомобиль в автономное транспортное средство, может стать важным ответом на эту проблему. Особенно в грузовом секторе, где автопилот способен частично или полностью заменить человека, снизив затраты и риски для бизнеса.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!