Осенью российский рынок такси ждет настоящая перезагрузка. Вместо привычных иномарок на улицах городов останутся в основном Lada и несколько китайских моделей. Виной тому — новые правила, которые переводят отрасль на жесткие рельсы импортозамещения. Мы выяснили, чем обернется для пассажиров и водителей эта вынужденная «отечественная» реформа.
С октября 2025 года для допуска в такси автомобиль должен набрать не менее 3200 баллов за использование российских комплектующих и этапов сборки. Баллы начисляются за каждый локализованный элемент: 500 баллов — за сварку и покраску кузова в России, 200 баллов — за применение 70% отечественного металла, 300 баллов — за использование российских валов и шестерней. С 1 марта 2026 года требования будут еще больше ужесточены.
Перечень машин, которые уже проходят по новым правилам, крайне ограничен. В него входят:
Lada Granta;
Lada Vesta (набрала ровно 3200 баллов);
Lada Aura;
Haval Jolion;
Haval F7/F7x;
BAIC U5 Plus;
Kaiyi E5.
Этот список демонстрирует, что рынок такси ждет резкое сокращение модельного ряда.
Правила вводятся поэтапно. Техника, уже внесенная в реестр такси до 1 марта 2026 года, сможет работать до 2030 года. После этой даты ее просто не перерегистрируют. Кроме того, на Калининградскую область, Сибирь и Дальний Восток новые требования пока не распространяются — у них свой график перехода на 2028-2030 годы.
Главное последствие новых правил — потенциальный рост стоимости поездок для конечных потребителей. По оценкам экспертов, в худшем случае тарифы могут подскочить на 50%. Это связано с несколькими факторами: сокращением предложения на фоне исчезновения многих моделей, удорожанием самих автомобилей из-за новых цепочек поставок и жесткими требованиями к безопасности, которые также увеличивают стоимость машин.
Отрасль ждут системные изменения. Исчезновение бизнес- и премиум-сегмента сократит выбор для пассажиров. В маленьких городах обновление автопарков замедлится, что приведет к увеличению времени ожидания такси. Самозанятым водителям на личных иномарках в будущем также придется пересаживаться на автомобили из разрешенного списка.
Новые правила локализации — это целенаправленная мера по поддержке отечественного автопрома. Однако ее реализация создает серьезные вызовы для всей индустрии такси. Пассажирам стоит готовиться к росту цен и уменьшению разнообразия машин, а водителям — к необходимости перехода на ограниченный список моделей. Постепенный ввод правил дает рынку шанс адаптироваться, но избежать последствий не удастся никому.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!