Вжух — и денег нет: как карты заставляют вас бездумно тратить | IF | 09.07.2025

Вжух — и денег нет: как карты заставляют вас бездумно тратить

09:09 09.07.2025

Вы думаете, что стали богаче, потому что можете платить телефоном, часами или взглядом? На самом деле, это не про удобство. Это про ловушку. Когда нет ощущения денег в руках, мозг тратит без тормозов.

Вжух — и денег нет: как карты заставляют вас бездумно тратить

Покупки картами, QR-кодами и по биометрии сделали жизнь удобнее, чем в эпоху наличных. Купил безделушку — и забыл. Маркетологи рады: теперь деньги тратятся легче, чем когда-либо.

Но это не всегда плюс:

  • расставаться с деньгами стало проще, мозг не успевает отреагировать на моментальную операцию;

  • тратить наличные неприятно — физически видно, как уходит сумма;

  • появляется ложное ощущение контроля: на экране — точная цифра, но через неделю «вжух — и где зарплата?».

Что такое Spendception?

Экономисты из Шанхайского университета науки и технологий ввели термин Spendception — искажение восприятия при цифровых тратах. В Китае, где безналичные платежи доминируют, это приводит к росту импульсивных покупок. Мозг просто не воспринимает безнал как «настоящие» деньги — как будто трата происходит под анестезией.

Стоит ли возвращаться к наличным?

Как минимум — можно попробовать. Удалите приложения маркетплейсов, снимите деньги с карты и расплачивайтесь только купюрами. Возможно, психологический дискомфорт от потери «реальных» денег поможет сократить лишние траты.

Плюсы наличных:

  • осознанность в расходах;

  • физическое ощущение убывающих средств;

  • меньше соблазнов при отсутствии онлайн-платформ.

Но есть и минусы:

  • носить с собой крупные суммы неудобно и небезопасно;

  • потерянный кошелёк не заблокируешь;

  • расплатиться наличкой в некоторых ситуациях сложно: очереди, кассы, отсутствие сдачи.

А как в других странах?

В Японии до сих пор предпочитают наличные. В 2018 году доля безналичных платежей составляла около 20%, сейчас — 43–45%. Причины: высокая степень доверия между покупателями и продавцами, финансовая осторожность после кризиса 1990-х и склонность копить, а не тратить.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!