Зумерами называют людей, которые родились с 1997 по 2010 год. То есть им сейчас от 15 до 28 лет. Несколько лет назад поколение Z массово вышло на рынок труда. Они выросли со смартфоном в руках. Диджитализация отразилась на их потреблении, а взросление во время кризисов – на их отношение к финансам и работе. В чём именно зумеры отличаются от своих родителей и их родителей? Все тонкости в статье.
Источник: pexels.com
Несмотря на мнение, что молодёжь «поголовно уходит в самозанятость и не хочет работать на дядю», в реальности большинство зумеров в России всё же работают по найму. Лишь 6,9% среди них – самозанятые. Кадровые специалисты отмечают, что нынешняя молодёжь выбирает работу из интереса, а не «стабильности» и не ставя в приоритет размер зарплаты. Чаще всего зумеры работают в торговле, сфере ремонта автомобильной техники и обрабатывающей промышленности. Удивительно, но это самые популярные профессии в целом по стране. То есть поколение Z идёт по пути своих родителей и старших братьев/сестёр. Самые нелюбимые сферы труда у зумеров – сельское хозяйство, строительство и образование.
Они не пуганные, они выросли в относительном благополучии, поэтому у них нет страха перед будущим. В интернете они чувствуют свою востребованность и видят возможность заработать. Поэтому они выдвигают работодателям свои условия. Проигрывают работодатели, которые привыкли относиться к сотрудникам: «вас за воротами много, ни ты – так другой». Работодатели, которые сами построили бизнес с нуля быстрее адаптируются к рынку труда. Они понимают, что им придётся с зумерами договариваться, а не заставлять, оттого и выигрывают в гонке за молодыми кадрами, – говорит Азалия Нутфуллина, директор кадрового агентства InvestJob.
Gen Z будет самым образованным. 73% опрошенных из поколения Z либо получили, либо собираются получить высшее образование в ближайшее время. Среди миллениалов ВУЗ окончили 55%, среди поколения X – 70%. Причём люди с образованием в возрасте 22-25 лет получают на 26% больше, чем их сверстники со средним или среднеспециальным образованием.
Поколение Z – особое. Оно не похоже на родителей и их родителей, – говорят специалисты по найму сотрудников. Отличаются, в первую очередь, приоритетами. Главное для молодёжи при поиске работы – личный интерес, собственное развитие, баланс между работой и личной жизнью. Поэтому для них самые важные критерии – гибкий график, возможность удалённой работы, соцпакет и поддержка со стороны компании. Работодателей бесит то, как легко зумеры меняют работу. Представители поколения считают, что полгода – это оптимальный срок для получения опыта и строчки в резюме.
Зумеры пока что зарабатывают меньше других поколений – 72,5 тысячи рублей в месяц. К примеру, чуть более старшее поколение – миллениалы – зарабатывают 98,7 тыс.руб. Средняя зарплата в целом по стране составляет 99,4 тыс.руб. Это во многом объясняется тем, что у зумеров пока меньше опыта и навыков по сравнению со старшими поколениями.
Закрытие базовых потребностей – самое важное, для чего зумерам нужны деньги. Так в опросах ответили 17% респондентов. После этого главные финансовые задачи поколения Z – обеспечение семьи (13% ответов), оплата досуга и развлечений (12%), ощущение стабильности (11%), оплата крупных покупок (9%). Также молодёжь тратит больше денег на здоровье, в том числе и психологическое, чем старшие поколения.
Если верить шуткам и рилсам в интернете, то зумеры – финансово безграмотное поколение. В этом есть большая доля правды, но при этом есть и факты, которые говорят об обратном. Зумеры стараются потреблять «разумно». К примеру, они активно покупают б/у вещи, ремонтируют свои старые наряды.
Также молодёжь запустила несколько трендов в соцсетях, которые культивируют экономию – «no buy challenge» и «no buy year». Их суть – отказаться от покупок, без которых можно прожить. К примеру, говорят «нет» покупке новой одежды, гаджетам, лавандовому рафу и прочим необязательным тратам. Блогеры хвалятся: «так я сохранила сотни тысяч рублей за год».
С другой стороны, зумеры не готовы отказаться от трат на развлечения. 82% молодёжи заказывают еду в сервисах доставки как минимум несколько раз в месяц. В половине случаев выбирают готовую еду. То есть зумеры дополнительно тратят и за услуги курьера, и за услуги поваров. Ещё один удар по кошельку зумеров – спонтанные покупки. 80% опрошенных принимают решения о покупке мгновенно. Это приводит к большим тратам на маркетплейсах. Поколение Gen Z готово переплатить за знакомые и качественные товары. Они вообще предпочитают «не заморачиваться» в покупках: они не видят смысла тратить время на поиск нового, если уже знакомый бренд их устраивает
Зумеры – поколение самых больших транжир, по крайней мере они сами себя оценивают именно так. 21% опрошенных из Gen Z полностью согласны с утверждением, что они тратят деньги не задумываясь. Это победа с большим отрывом: также ответили 14% миллениалов, 3% из поколения X и 6% из беби-бумеров.
В отличие от более старших поколений, поколение Z равнодушнее относится к покупке машин и квартир. Здесь можно спорить о причине: зумеры не видят в этом ценности, или отчаялись накопить на это. Даже Банк России говорит о том, что стоимость квартир растёт быстрее роста зарплат. Это значит, что квартиры становятся недоступнее. Добавьте к этому реальные ставки по ипотеке выше 20% годовых – и это приводит к тому, что за квартиру в 10 млн рублей придётся каждый месяц платить по 165 тысяч рублей ближайшие 10 лет. Это неподъёмная сумма для людей, которые зарабатывают, в среднем, по 72,5 тысячи.
Зумеры застали финансовый кризис 2008 года, пандемию covid-19, кризис из-за санкций 2022-2025 годов. Они лично ощутили что такое инфляция и нестабильная геополитика. Из этого опыта они вынесли вывод: не стоит надеяться на стабильность, нужно жить «здесь и сейчас», – говорят эксперты.
Молодёжь «заныривает» в кредиты. Их доля в общей массе кредитополучателей выросла с 10% в 2023 до 17% в 2024 году. При этом у зумеров растёт просрочка. В прошлом году их доля просрочек составляла 3%, в этом – уже 7% (в целом по РФ – 5,7%). Банки отказывают поколению Z в 85% случаев, в то время как всем остальным – менее чем по 79% заявок. Из-за этого молодёжь обращается к микрофинансовым организациям. Их доля среди заёмщиков МФО – 26%.
Зумеры – самые активные пользователи кредитов и кредитных карт:
При этом современная молодёжь – самое бережливое поколение. Из опросов следует, что 36% из них предпочитают сначала отложить, потом тратить. Это самый высокий показатель. Ещё 38% сперва тратят, а оставшееся откладывают. Лишь 22% не инвестируют. Это самый низкий показатель в сравнении с другими поколениями. Особую бережливость зумеров также подтверждает анализ «Сбера». В нём говорится, что норма сбережений у поколения Z – 9%, в то время как у миллениалов – 7,6%. поколения X – 7%. Аналитики связывают это с тем, что молодёжь пока не тратит на ипотеку и воспитание детей.
Зумеры вкладываются в инструменты с минимальным риском – 41% опрошенных ответили так. Ещё 13% выбирают активы с небольшим риском, 9% – предпочитают низко- и высокорисковые инструменты, 4% – только высокорисковые, 10% вкладываются в нечто другое.
Зумеры – это не просто новая молодёжь,а люди с совершенно другим финансовым поведением. Они не стремятся к классическим символам успеха – дорогим машинам или собственным квартирам. Они много тратят и часто пользуются кредитами, но при этом как-то умудряются инвестировать. Вместо погони за новыми и дорогими вещами – «разумное» потребление и челлендж «не потрачу за день ни рубля».
Это формирует новые тренды и меняет экономику. Работодателям и производствам придётся адаптироваться под новые тренды. Понять зумеров – значит понять будущее, которое уже наступает.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!