InvestFuture

Административно-правовые методы управления

Просмотры: 1191
Оцените материал:
(оценок: 32, среднее: 4.66 из 5)

Административно-правовые методы управления

способы воздействия на управляемые объекты с использованием административно-правовых норм. Административно-правовые нормы выражаются через властные полномочия управленческого персонала и, прежде всего, руководителей. Они отражаются в праве отдавать команды-приказы, распоряжения, указания, рекомендации, предписания; контролировать деятельность и при необходимости приостанавливать ее или запрещать; принимать и увольнять работников, осуществлять их расстановку и профессионально-должностное передвижение; наказывать и поощрять персонал. Предписание большей частью используется контролирующими организацию органами, как и разрешение и запрещение деятельности. Эти властные полномочия определяются для различных субъектов управления в нормах законодательных и подзаконных актов, а в организациях - в положениях функциональных подразделений и руководителей, должностных инструкциях и иных регламентах. Они составляют систему внутреннего управленческого права организации, которая не должна нарушать законодательных норм федерального, регионального и местного значений. Что касается законодательного права, то в системе менеджмента используются практически все его виды, вплоть до уголовного. Последний применяется как по инициативе внешних органов управления, например, прокурорского надзора, так и руководства организации (хищение собственности, смерть членов персонала из-за нарушений техники безопасности, противопожарная и санитарная бесхозяйственность и т. п.). Наиболее используемыми являются хозяйственное и трудовое право. Административно-правовые методы различаются по их использованию функциональным управленческим персоналом и руководителями. Только последние наделены, как правило, властными полномочиями принятия управленческих решений, наказания и поощрения своего персонала, его расстановки и передвижения. Бесспорно, что их компетенции в этой сфере различны в зависимости от уровня руководства. Управленческие решения, в том числе и по отношению процедур кадровой работы, получают юридическое (правовое) оформление изданием письменных приказов по организации, подписанных первым руководителем или исполняющим его обязанности. Подобным же образом, подписью руководителей организации утверждаются и внутриорганизационные правовые нормы. Основные недостатки использования административно-правовых методов управления: чрезмерное администрирование в ущерб другим более эффективным методам управления; слабое знание законодательных правовых норм и подзаконных правовых актов, приводящее к нарушению в процессе применения «управленческого внутриорганизационного права»; превышение должностных полномочий; нанесение ущерба организации из-за неграмотного составления хозяйственных юридических договоров с взаимодействующими организациями. Последние три недостатка свойственны, прежде всего, тем организационным структурам, в управленческом аппарате которых отсутствует орган, исполняющий специализированную функцию контроля и регулирования правовых отношений. При наличии таких органов в их обязанности должна входить и функция правового обучения персонала и руководителей.

Менеджер организации. Типологический словарь-справочник