АУДИТ
независимая проверка финансовых отчетов организации.
Синонимы | экспертиза | ||||
Гиперонимы | проверка, аттестация | ||||
Родственные слова | аудитор, аудитория, аудиторский | ||||
Перевод |
|
независимая проверка финансовых отчетов организации.
контрольная функция правильности составления финансовых документов.
критический анализ деятельности организации, позволяющий найти решение для повышения эффективности ее работы.
Проверка финансовой отчетности компании на достоверность содержащейся в ней информации, а также на соответствие ее нормам и требованиям действующего законодательства.
Профессиональная оценка и проверка бухгалтерской документации компании в целях вынесения заключения об их соответствии Общепринятым правилам бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles). См. также accountants opinion.
Audit) процесс, в ходе которого аудитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с установленными стандартами.
независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом; проводимая проверка состояния активов и пассивов предприятия.
Аудитом называется проверка учетных книг и записей независимым лицом с тем, чтобы это лицо сделало заключение об учетных записях, представленных компаний. Во многих странах это является требованием закона, хотя в небольших компаниях аудит часто проводится в сокращенном варианте.
процесс сбора и оценки компетентным (и обычно независимым) специалистом или фирмой фактов, характеризующих результаты деятельности организации или подразделения в конкретной сфере (финансовой, технологической, инновационной, обеспечения безопасности, взаимодействия с окружающей средой и т.д.)
Аудит - предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.
англ. Audit): A. Проверка научного уровня программы и результатов проведенной маркетинговой (рекламной, PR) кампании, разбор причин провала или недостаточного эффекта. Проводится высококвалифицированными специалистами по просьбе (заказу) клиента или агентства. B. Контроль достоверности тиражей, правильности выходных данных, длительности и периодичности материалов в электронных СМИ, точности рейтингов и т.п.
независимый финансовый и бухгалтерский контроль или экспертиза за деятельностью хозяйствующих субъектов. Аудит проводится с целью объективной оценки финансового положения, правомерности проведенных сделок, соблюдения законодательства, в первую очередь налогового, а также достоверности представляемой отчетности. Кроме экспертизы аудит включает такие услуги, как консультирование в области стратегического планирования, маркетинга, менеджмента, налогообложения.
Проверка годовой отчетности организации. Внешний аудит проводится квалифицированным бухгалтером-ревизором с целью получить представление о достоверности отчетов. Для выполнения своих обязанностей аудитору необходимо проверять внутреннюю бухгалтерию компании, ее активы, бухгалтерские проводки и т.д. Многие компании и организации в настоящее время назначают внутренних аудиторов для проведения внутреннего аудита с целью информирования об эффективности и надежности применяемых компанией мер.
Систематическая независимая проверка финансовой отчетности с целью выяснить, насколько отчетность отражает реальное финансовое положение и финансовые результаты предприятия.
Финансовый аудит особенно актуален для собственников, которые не являются менеджерами своих компаний. Для них аудит – одна из немногих возможностей удостовериться, что отчетность не искажает действительность, и, благодаря соответствию МСФО, максимально подробно раскрывает все важные нюансы деятельности предприятия.
финансовый анализ, бухгалтерский контроль, ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, фирм, акционерных обществ, проводимые независимыми службами квалифицированных специалистов (аудиторскими службами, аудиторами). Аудит проводится по запросу клиента на основании договора или по настоянию смежников, контрагентов, государственных органов власти. В ходе аудита анализируется в основном бухгалтерская отчетность. Главная цель аудита - выявление финансового положения, состояния фирмы и выработка рекомендаций по их улучшению.
предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно - расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
См. также: АУДИТ; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АУДИТОРСКАЯ; ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКАЯ; ПРОВЕРКА АУДИТОРСКАЯ; ФАКТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ; [1, ст. 3].
Систематическая проверка, проводимая в виде анализа, подтверждения и выверки бухгалтерских записей для выдачи обоснованного заключения о том, что эти записи достаточно адекватно отражают экономические события и операции. Аудит может проводиться как внешним, так и внутренним аудитором.
В соответствии с российским законодательством, аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц (организаций и индивидуальных предпринимателей) (ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
целью аудита финансовой отчетности является предоставление возможности аудитору дать заключение (выразить мнение) в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с установленной концептуальной основой представления финансовой отчетности. При составлении аудиторского заключения используются следующие фразы: "дает правдивое и достоверное отражение" или "представлена достоверно по всем существенным аспектам", которые являются эквивалентными терминами. Такая же цель ставится при аудите финансовой или прочей информации, подготовленной в соответствии с надлежащими критериями.
1) система услуг по вневедомственному независимому контролю за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильностью отражения их в оперативном и бухгалтерском учете, сохранностью денежных средств и товарно-материальных ценностей, достоверностью отчетов и балансов, а также по оказанию практической помощи в вопросах постановки, учета и анализа производственной и финансово-хозяйственной деятельности заказчика.; проверка квалифицированным аудитором баланса и счета прибылей и убытков акционерной компании, а также лежащей в их основе бухгалтерской документации, с тем чтобы установить, дают ли эти финансовые отчеты верное и полное представление о компании и отвечают ли они соответствующим законодательным нормам.
проверка финансовой деятельности компаний аудитором. "Частный аудит" проводится по запросу, например, группа акционеров может пригласить частного аудитора для проверки финансовой деятельности акционерного общества. "Аудит по закону" - юридически обоснованная мера. В западных странах при получении кредита фирма обязана предоставить банку отчет независимого аудитора о ее финансовом состоянии. В настоящее время функции А. выходят за рамки проверки финансовой деятельности компании. Например, в обязанность внешних аудиторов входят: операционный аудит - деятельность, схожая с консультированием компании по вопросам управления (оценка работ по маркетингу, оценка эффективности структуры компании и т.д.), а также аудит соответствия деятельности - проверка соответствия деятельности компании правилам, установленным вышестоящими органами или законодательными нормами (проверка соблюдения законодательства о минимальном уровне заработной платы при определении ставок оплаты труда, оценка заключенных договоров с точки зрения юридических требований и т.д.).
проверка финансовой деятельности компаний внешним или внутренним аудитором. Возможен «частный А.», который проводится по запросу (например, группа акционеров может пригласить частного аудитора для проверки финансовой деятельности акционерного общества), и «А. по закону»– юридически обоснованная мера. В западных странах при получении кредита фирма обязана предоставить банку отчет независимого аудитора о ее финансовом состоянии. В настоящее время функции аудитора выходят за рамки проверки финансовой деятельности компании. Например, в обязанность внешних аудиторов входят: операционный А. – деятельность, схожая с консультированием компании по вопросам управления (оценка работ по маркетингу, оценка эффективности структуры компании и т.д.), а также А. соответствия деятельности компании правилам, установленным вышестоящими органами или законодательным нормам (проверка соблюдения законодательства о минимальном уровне заработной платы при определении ставок оплаты труда, оценка заключенных договоров с точки зрения юридических требований и т.д.).
независимая экспертиза финансовой деятельности компании, фирмы, проводимая профессионалами (аудиторами) путем проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству, полноты и верности отражения показателей деятельности предприятий в финансовой отчетности. А. выполняется аудитором, назначенным руководством компании в соответствии с требованиями национального законодательства. Результаты А. служат основанием для принятия квалифицированных управленческих решений. С помощью А. клиенты компании получают подтверждение реальности опубликованных данных о деятельности компании. Различают внешний и внутренний аудит. Внешний А. осуществляют независимые специализированные аудиторские фирмы либо внешние аудиторы. Внутренний А. назначается обычно общим собранием акционеров или решением руководства. Аудиторы по своему усмотрению выбирают время проведения А. и распределяют по срокам его отдельные стадии. Взаимодействие сторон регламентируется и определяется договором на проведение А., который должен заключаться с аудитором, выбранным владельцами (собственниками) компании.
Проверка годовой отчетности (annual accounts) организации. Внешний аудит (external audit) проводится квалифицированным бухгалтером-ревизором accountant) с целью получить представление о достоверности отчетов. Законы о компаниях требуют, чтобы компании назначали аудитора (auditor), который должен судить о достоверности и правдивости информации, содержащейся в годовой отчетности, и о ее соответствии требованиям Законов о компаниях. Для выполнения своих обязанностей аудитору необходимо проверять внутреннюю бухгалтерию компании, ее активы, бухгалтерские проводки и т.д. Для некоторых организаций установлены особые аудиторские требования; например ревизоры представляют в Общество юристов результаты проверок адвокатской отчетности в соответствии с требованиями Правил ревизорской отчетности. Многие компании и организации в настоящее время назначают внутренних аудиторов для проведения внутреннего аудита (internal audit) с целью информирования менеджмента об эффективности и надежности применяемых компанией мер. В некоторых случаях эти меры даже не относятся к финансовой сфере; например может проводиться проверка соблюдения правил безопасности на рабочих местах или проверка на соответствие законодательству о равных возможностях. См. также: auditors report (аудиторский отчет).
(audit) Проверка годовой отчетности (annual accounts) организации. Внешний аудит (external audit) проводится квалифицированным бухгалтером-ревизором (accountant) с целью получить представление о достоверности отчетов. Законы о компаниях требуют, чтобы компании назначали аудитора (auditor), который должен определить степень достоверности и правдивости информации, содержащейся в годовой отчетности, и ее соответствие требованиям законов о компаниях. Для выполнения своих обязанностей аудитору необходимо проверять внутреннюю бухгалтерию компании, ее активы, бухгалтерские проводки и т.д. Для некоторых организаций установлены особые аудиторские требования; например, ревизоры представляют в Общество юристов результаты проверок адвокатской отчетности в соответствии с требованиями Правил ревизорской отчетности. Многие компании и организации в настоящее время имеют внутренних аудиторов для проведения внутреннего аудита (internal audit) с целью информирования менеджмента об эффективности и надежности применяемых компанией систем. В некоторых случаях эти системы даже не относятся к финансовой сфере; например, может проводиться проверка безопасности рабочих мест или проверка на соответствие законодательству о равных возможностях. См. также: аудиторское заключение (auditors’ report).
Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (2.9) и их объективной оценки с целью установления степени соответствия критериям аудита (2.5).
Примечание 1. Внутренние аудиты, иногда называемые «аудитами первой стороны», как правило, проводятся самой организацией или от ее имени для внутренних целей и могут служить основой для самодекларации о соответствии. Во многих случаях, особенно для небольших организаций, независимость может быть продемонстрирована тем, что лица, осуществляющие аудит, не несут ответственности за деятельность, которая является предметом аудита.
Примечание 2. К внешним аудитам относятся так называемые «аудиты второй стороны» или «аудиты третьей стороны». «Аудиты второй стороны» проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например потребителями или другими лицами от их имени. «Аудиты третьей стороны» проводятся внешними независимыми организациями, например, осуществляющими регистрацию или сертификацию на соответствие требованиям стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001.
Примечание 3. Аудит, предметом которого одновременно являются система менеджмента качества и система экологического менеджмента, называется комбинированным аудитом.
Примечание 4. Аудит одной организации, проводимый совместно двумя или более организациями, называется совместным аудитом.
предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству страны. В некоторых странах аудитом является проверка финансовой деятельности компаний аудитором. «Частный аудит» проводится по запросу — например, группа акционеров может пригласить частного аудитора для проверки финансовой деятельности акционерного общества. «Аудит по закону» — юридически обоснованная мера. В западных странах при получении кредита фирма обязана предоставить банку отчет независимого аудитора о ее финансовом состоянии. В настоящее время функции аудита выходят за рамки проверки финансовой деятельности компании. Например, в обязанность внешних аудиторов входят: операционный аудит — деятельность, схожая с консультированием компании по вопросам управления (оценка работ по маркетингу, оценка эффективности структуры компании и т. д.), а также аудит соответствия деятельности — проверка соответствия деятельности компании правилам, установленным вышестоящими органами или законодательными нормативами (проверка соблюдения законодательства о минимальном уровне заработной платы при определении ставок оплаты труда, оценка заключенных договоров с точки зрения юридических требований и т. д.).
от лат. audit слушание) бухгалтерская проверка, ревизия, осуществляемая независимыми экспертами. Выступая в качестве аудиторов, специалисты по бухгалтерскому учету проверяют финансовую отчетность компании и дают экспертную оценку (заключение) относительно ее правильности, надежности и соответствия общепринятым стандартам. Аудиторское заключение в установленном законом порядке публикуется в годовом отчете о деятельности данной компании вместе с ее официальным балансом. Во многих странах для своей деятельности аудиторские фирмы должны получать специальные полномочия (лицензии, сертификаты) от государственных органов. А. призван показать потенциальным инвесторам, акционерам, кредиторам и деловым партнерам, насколько надежна в финансовом отношении компания, что способствует вложениям в нее. В РФ аудиторская проверка первоначально была обязательной только для действующих на ее территории фирм с иностранным участием. С 1995 г. она является обязательной для российских организаций: банков, страховых обществ, бирж, инвестиционных фондов, холдинговых компаний, внебюджетных фондов, благотворительных и иных неинвестиционных фондов, а также крупных негосударственных предприятий. Лицензирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется соответствующими государственными органами: а) Министерством финансов - лицензирование А. бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общего А.; б) Федеральной службой по надзору за страховой деятельностью - лицензирование А. страховых организаций и обществ взаимного страхования; в) Центральным банком - лицензирование банковского А. Аудиторская деятельность в РФ регулируется Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. ¦ 2263, а также Постановлениями Правительства РФ от 6 мая 1994 г. ¦ 482 и от 7 декабря 1994 г. ¦ 1355. В последнее время за рубежом термин "А." стал применяться не только для обозначения бухгалтерской, но и любой другой проверки положения дел на предприятии или в организации, осуществляемой независимыми экспертами. Поэтому в практике внешнеэкономических связей можно встретиться с такими понятиями, как "А. менеджмента", "А. инвестиций", "А. бизнеса", "экологический А.", "энергоаудит" и т.д. В российской практике этому значению слова "А." соответствует понятие "независимая экспертиза".
предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета, финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемых лиц (организаций и индивидуальных предпринимателей). Аудит осуществляется в соответствии с Законом об аудиторской деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Для целей Закона об аудиторской деятельности под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг (ст. 1 Закона об аудиторской деятельности). Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» (ст. 2 Закона). Аудит не может осуществляться:
1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, — в отношении этих лиц. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита, в том числе обязательного аудита, и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита (ст. 12 Закона об аудиторской деятельности).
англ. audit) – предпринимательская деятельность профессиональных аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований организаций (клиентов). Аудитор (аудиторская фирма) оказывает также дополнит. аудиторские услуги, связ. с консультированием клиентов по вопросам налогового, банковского, финанс. законодательства, по составлению расчетов или деклараций по налогообложению, ведению или восстановлению бух. учета и др. Традиц. направление деятельности аудиторских фирм – работа с финанс. отчетами хозяйствующих субъектов: оценка финанс. состояния, составление финанс. прогнозов, финанс. консультации по вопросам выбора форм привлечения капитала, размещения временно свободных ден. ресурсов. Аудиторская фирма ведет работу на договорной основе. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает аудиторскую фирму. Последняя по согласованию с заказчиком определяет направления и условия выполнения заказа, к-рые оформляются в Письме-обязательстве и Договоре об оказании аудиторских услуг. В нормативных документах и практике различают обязательный и инициативный А. Обязательный А. проводится ежегодно в орг-циях, перечень к-рых определяется в законодат. порядке. К ним относятся крупные производственно-хоз. оргции, привлекающие для своей деятельности средства инвесторов (акционерные об-ва, финансово-кредитные орг-ции, страховые компании), а также организации, объем реализации и/или величина чистых активов которых достигает установленного нормативными документами значения (соответственно 500 тыс. МРОТ и 200 тыс. МРОТ), гос. и муницип. унитарные пр-тия основ. на праве хозяйственного ведения, если финанс. показатели их деятельности соответствуют указ. масштабу. Для муницип. унитарных пр-тий закон субъекта РФ может определить пониженные величины финанс. показателей. Объекты обязательного А. определены Федер. законом «Об аудиторской деятельности» (2001). Обязат. аудиторские проверки проводятся также по поручению гос. органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, налоговой полиции и т.д. Основная их цель – установление достоверности бух. (финанс.) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия соверш. ими финанс. и хоз. операций нормативным актам, действующим в РФ. Уклонение хозяйствующего субъекта от проведения обязат. аудиторской проверки либо воспрепятствование ее проведению влечет за собой наложение штрафных санкций на хозяйствующий субъект и его руководителя (руководителей) в размере от 500 до 1000 МРОТ на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами Федерального казначейства РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ. Инициативный А. проводится по решению хозяйствующего субъекта в объемах и в сроки, обусловленные договором между аудитором (аудиторской фирмой) и органом его управления. Такая проверка может носить целевой (проблемно-ориентированный) характер. Инициативные аудиторские проверки проводятся по инициативе хозяйствующих субъектов (в частн., по инициативе акционеров, руководства орг-ции), а также по требованию финансово-кредитных орг-ций (при получении кредита, оформлении договора залога), страховых фирм и т.п. Кроме подтверждения достоверности бух. отчетности, целью инициативного А. могут быть: оценка и прогноз финанс. устойчивости пр-тия; обоснование рациональной учетной политики; выбор метода ведения бух. учета; разработка рекомендаций по улучшению финанс. состояния и повышению эффективности деятельности пр-тия. А., к-рый проводит специализир. аудиторская фирма, относится к внешнему А. В крупных орг-циях наряду с внешним проводится внутренний А. Его осуществляют штатные сотрудники оргции, подчиняющиеся ее руководителям. По существу внутренний А. представляет собой реализацию контрольной функции управления пр-тием. Это – организованная в интересах собственников хозяйствующего субъекта и регламентированная внутр. документами система внутреннего контроля за соблюдением установл. порядка ведения бух. учета и надежностью функционирования самой системы контроля. К звеньям внутр. А. относятся назначаемые собственниками организации ревизоры, ревизионные комиссии, внутр. аудиторы или их группы. Осн. задача внутр. контроля – постоянный контроль за затратами, оценка их правомерности и результативности, определение резервов произ-ва, обоснование путей мобилизации резервов. В зависимости от выбр. форм организации контрольная функция может быть централизована в отделе внутр. контроля или децентрализована по осн. подразделениям управления. Во мн. средних орг-циях функцию внутр. контроля выполняет внутр. аудитор, утверждаемый собранием акционеров или учредителей. А. как инструмент контроля развивался одновременно со счетоводством. В масштабах государства правительства стремились установить контроль за поступлением налогов и расходованием средств казны (бюджета). Такой контроль был направлен на проверку деятельности гос. чиновников. В разной форме финанс. проверки проводились в Римской империи, средневековых Англии и Франции. Историч. родиной А. считается Великобритания, где с 1844 был принят ряд законов о компаниях, согласно к-рым правления акц. компаний были обязаны приглашать не реже 1 раза в год спец. человека для проверки бух. счетов и отчета перед акционерами. Значимое место в деловом мире аудиторы заняли в сер. XIX в., когда начался бурный рост акц. капитала. В России попытки создать институт А. предпринимались в 1889, 1912 и (в быв. СССР) 1928, и все они оказались неудачными. Начало совр. А. в России положено Постановлением СМ СССР № 1033-245 от 8 сент. 1987 «О создании советской аудиторской организации», предусматривавшим создание акц. об-ва «Инаудит» как профессион. аудиторской орг-ции, являющейся самостоят. юридич. лицом и имеющей целью оказание аудиторских и консультац. услуг действующим в СССР и за границей совместным пр-тиям, участниками к-рых выступали советские орг-ции. В 1988-92 в России было создано несколько сот аудиторских фирм. Законодат. база аудиторской деятельности стала формироваться в 1993, когда указом Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» № 2263 от 22 дек. 1993 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ. 7 авг. 2001 принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Силами государственных органов, ответств. за регулирование аудиторской деятельности, и общественных организаций ведется работа по подготовке аудиторских правил (стандартов) и др. регуляторов А
AUDIT
Систематический процесс объективного получения и оценки компетентным независимым лицом материалов об указанной юр. организации, предприятии, обществе для определения и составления отчета о соответствии между заявленными экон. мероприятиями, действиями и другой информацией и установленными критериями для отчетности по этим заявленным данным. Аудиторская проверка и аудиторский отчет предоставляют дополнительную гарантию пользователю фин. отчетами в отношении информации, представленной в отчетахСуществуют три типа А., включающие в себя А. фин. отчетов, А. деятельности и А. соответствия.Под аудиторской проверкой фин. отчетов (или аттестационным А. (attest audit) понимается систематическая проверка фин. отчетов, записей, а также соответствующих операций для подтверждения их соответствия общепринятым принципам бухучета, политике менеджмента и др. требованиям.А. деятельности заключается в систематическом обзоре деятельности организации для подтверждения таковой, определении возможностей для улучшения, а также в разработке рекомендаций по изменениям или дальнейшим мероприятиям.Аудиторская проверка соответствия определяет установление факта выполнения проверяемой организации процедур и правил, предписанных вышестоящим органом.Комитет по А. является основным комитетом совета директоров в корпорации. Иногда в состав этого комитета входят члены совета директоров, не являющихся одновременно администраторами-исполнителями, к-рые выдвигают независимых аудиторов и принимают меры по выводам аудиторского отчета и выявленным проблемам. Те вопросы, на к-рые аудитор считает необходимым обратить внимание акционеров, должны сначала быть представлены и обсуждены в комитете по А.Частнопрактикующий А. проводит обследование с целью представить отчет, содержащий мнение о фин. отчетах клиента. Аттестационная функция внешнего А. заключается в формулировании А. мнения о состоянии фин. отчетов компании. Основными критериями для формулирования оценки состояния фин. отчетов лица, подвергнутого фин. ревизии, являются общепринятые учетные принципы. Типичная аудиторская проверка обычно заверяет правильность и соответствие фин. отчетов, о чем далее сообщается руководству проверяемого лица в виде письменного отчета, сопровождающего эти документы.Процесс А. основывается на стандартах, понятиях, процедурах и практике отчетности. Аудитирование опирается на конкретные материалы, анализ, приемы проведения и информированное профессиональное суждение. Ниже приводятся стандарты А., принятые Амер. институтом дипломированных бухгалтеров (АИДБ). Стандарты для внутреннего А. устанавливаются Институтом внутреннего А. (Institute of Internal Auditors). Главное бюдж.-контрольное управление США (General Accounting Office) устанавливает аудиторские стандарты для гос. аудиторов.СТАНДАРТЫ .СТАНДАРТЫ АУДИТА АИДБОбщие стандарты1. Обследование должно проводиться лицом или лицами, имеющими соответствующие юр. права и профессиональную подготовку и опыт работы в качестве аудитора.2. По всем вопросам, связанным с аудиторской проверкой, аудитор или аудиторы должны соблюдать независимость в подходе к решению проблем.3. При проведении работы и подготовке заключения необходимо проявлять соответствующее профессиональное внимание.Стандарты аудита на месте (выездной А.)1. Работа должна быть спланирована соответствующим образом, а за помощниками, если таковые имеются, необходимо установить ден. надзор.2. Необходимо провести должное изучение и оценку существующего внутреннего контроля, к-рые послужат в качестве основы, а также для определения вытекающего из него предела, до к-рого должна распространяться аудиторская проверка.3. Достаточный объем необходимого у проверяемого лица или организации подтверждающего материала необходимо получить путем просмотра, наблюдения, расспросов и подтверждений, чтобы получить необходимые исходные данные с целью составления мнения в отношении проверяемых фин. документов.Стандарты отчетности1. В отчете необходимо указать, соответствуют ли представленные фин. документы общепринятым принципам бухучета.2. В отчете необходимо указать, выполнялись ли указанные принципы в текущий период так же, как и в предшествующий.3. Информация, представленная в фин. отчетах, должна исходно приниматься как достаточно адекватная, если в отчете не будет установлено обратное.4. Отчет должен содержать либо мнение аудитора относительно фин. документов, взятых как единое целое, или заявление о том, что подобное мнение невозможно сформулировать. При отсутствии возможности сформулировать единое мнение необходимо привести соответствующие причины. Во всех случаях, когда имя аудитора ассоциируется с фин. отчетами, в отчете должен быть четко указан характер проведенного А., если таковой имел место, и степень ответственности, к-рую он несет за это.Как правило, аудитор приступает к проверке в соответствии со следующей последовательностью действий.1. Составляются сначала планы проведения проверки.2. Составляется план сбора информации:а) изучение, проверка и оценка системы контроля за учетом;б) проведение и оценка результатов обстоятельной проверки, включая:- независимые проверки остатков на счетах и по операциям, включая проверку на соответствие;- др. общие процедуры, включая аналитические проверки (коэффициенты и тенденции), а также сопутствующую информацию для понимания особенностей деятельности клиента, операций и персонала.3. Составление отчета.При планировании аудиторской проверки аудитор составляет программу А., в к-рой определяются типы и время осуществления аудиторских проверок, к-рые должны быть проведены с целью получения сведений, подтверждающих отчет аудитора. Под данными аудиторской проверки понимается доказательство, приводимое в качестве поддержки выводов аудитора. Аудиторские мероприятия включают в себя меры, предпринимаемые аудитором с целью получения таких данных.Мероприятия, направленные на получение информации, включают просмотр, подтверждение, подсчеты, анализ, выяснения, изучение и сравнения данных и материала. Под аудиторским следом понимается хронологическое изложение экон. мер или операций, к-рые имели место в организации. Аудиторский анализ позволяет аудитору оценить сильные и слабые стороны внутреннего контроля, структуру компании, политику компании и процедуры ведения дел.Независимый аудиторский отчет содержит мнение независимого аудитора о фин. отчетах и документах, а именно о том, что они честно составлены в соответствии с общепринятыми принципами бухучета, примененными так же, как и в предшествующий год (или в соответствии с другой единой основой учета, подходящей для данного лица). Честно составленный фин. отчет, с точки зрения бухгалтеров, должен характеризоваться тем, что:- учетные принципы, применяемые в отчетах, являются общеупотребимыми;- учетные принципы являются подходящими в данных условиях;- фин. отчеты составлены так, чтобы ими было удобно пользоваться, их понимать и делать на их основе необходимые выводы;- информация, представленная в фин. отчетах, должна быть классифицирована и обобщена;- фин. отчеты отражают имевшие место мероприятия и операции компаний и организаций таким образом, чтобы они представляли фин. положение, результаты операций и потоки наличности в пределах разумных и практических ограничений.В вводной части стандартный аудиторский отчет перечисляет проверенные фин. отчеты, описывает особенности А. Ниже приводится типичная форма краткого А. по фин. отчетам за один год.ОБРАЗЕЦ ОТЧЕТА НЕЗАВИСИМОГО АУДИТОРААкционерам и совету директоров:Мы провели проверку прилагаемых балансовых отчетов Компании Х от 31 декабря 19ХХ г., а также соответствующих документов о доходе, нераспределенной прибыли и потоках наличности за прошедший год. За эти фин. документы несет ответственность руководство Компании. В нашу задачу входит выразить точку зрения по этим документам на основе нашей проверки по представленным документам.Мы провели аудиторскую проверку в соответствии с общепринятыми стандартами А. Эти стандарты требуют, чтобы мы планировали и проводили аудиторскую проверку для получения убедительных подтверждающих данных о том, имеются ли в представленных финансовых документах финансовые и материальные ошибки. А. включает ознакомление на основе проверки с данными, к-рые могут подтвердить суммы и их покрытие в финансовых документах. А. также включает оценку применяемых учетных принципов, значительных подсчетов, сделанных администрацией, а также составления всех финансовых документов.По нашему мнению, финансовые отчеты, указанные выше, объективно, со всех материальных точек зрения, отражают финансовое состояние Компании Х на 31 декабря 19ХХ г. и результаты ее операций и потоков наличности за последующий год в соответствии с общепринятыми учетными принципами.ПодписьДатаСтандартный аудиторский отчет в вводной части содержит перечисление представленных фин. отчетов, в главной части описывает характер проведенной проверки и содержит выводы (мнения) аудитора в заключительной части.Совет по аудиторским стандартам АИДБ выделяет следующие аудиторские заключения:1. Безоговорочное мнение (Unqualified opinion). Безоговорочное мнение гласит, что все фин. отчеты объективно, со всех фин. и материальных точек зрения, отражают фин. положение, результаты операций и потоки наличности лица в соответствии с общепринятыми учетными принципами.2. К стандартному аудиторскому отчету добавлены разъяснения (Explanatory Language added to the auditor`s standard report). Могут сложиться такие обстоятельства, что аудитор должен будет добавить разъяснительный параграф (или др. пояснения) в свой отчет.3. Мнение с оговорками (Qualified opinion). Мнение с ограничением гласит, что за исключением тех вопросов, в отношении к-рых имеется ограничение, в остальном все фин. отчеты объективно, со всех материальных точек зрения, правильно отражают фин. положение, результаты операций и потоки наличности лица в соответствии с общепринятыми учетными принципами.4. Отрицательное мнение (Adverse opinion). Неблагоприятное мнение гласит, что фин. отчеты не отражают объективно фин. положение, результаты операций или потоки наличности лица в соответствии с общепринятыми учетными принципами.5. Отказ от составления заключения (Disclaimer of opinion). Отказ от составления мнения означает, что аудитор не составил свое собственное мнение по фин. отчетам.Составленные надлежащим образом документы совсем не означают, что в них не содержится заведомо неправильной информации. В обязанности независимому аудитору вменяется поиск ошибок или ненадлежащего оформления документов в пределах общепризнанных ограничений процесса аудитирования. Аудитор понимает, что его обследование, основанное на выборочных проверках, может оказаться объектом, содержащим долю риска, т. к. существует возможность пропустить материальные или фин. ошибки или неточности в случае их существования.В настоящее время в аудиторском отчете не используется формулировка `объект, содержащий риск`, к-рая ранее в отдельных ситуациях служила в качестве предупреждающего сигнала. Отчет, содержащий формулировку `объект, содержащий риск`, считался мнением с ограничением в отношении оценки фин. документов. Такой отчет был отменен Советом по аудиторским стандартам АИДБ (AICPA`s Auditing Standards Board), главным основополагающим аудиторским органом. Сейчас инвесторы должны рассматривать отчет аудитора для изучения таких проблем, как нарушения долговых контрактов или незаконченных судебных тяжб. Ссылки на действующее предприятие (`going concern`) позволяют предположить, что компания не сможет выжить как действующая структура. Если в отчете появляются формулировки `за исключением`, то инвестор должен понимать это как наличие определенных проблем или отклонений от общепринятых учетных принципов в документах, что ставит под вопрос соответствие информации в документах истинному фин. положению компании, а также необходимость разрешения этих проблем компаний, или приведение документов в соответствие с общепринятыми учетными принципами.Иногда аудиторы проводят проверку общественных служб и статутный А., т. е. А. выполнения требований федерального правительства штатов или города. Под проверкой общественных служб (a social audit) понимается их обследование в области социальных проблем, защиты окружающей среды и т. д., таких, как взаимоотношения меньшинств, утилизация отходов и т. д.Статутным А. (statutory audit) называется А., проводимый с целью выявления соответствия деятельности компании или организации требованиям правительственных ведомств, таких, как федеральное правительство, правительства штатов и городов и др.Внутренний аудит (internal audit) - это независимое оценочное подразделение, созданное организацией или компанией для обследования и оценки ее деятельности и выступающее в качестве одной из ее служб. В качестве внутренних аудиторов выступают сотрудники тех организаций, чью деятельность они проверяют. Основной задачей внутреннего А. является определение степени соответствия деятельности организации ее управленческой политике, процедурам или требованиям к ней, установленными стандартами учета.Правовые обязанности аудитора определяются следующим образом:- взятыми на себя особыми контрактными обязательствами;- статутами и положениями общего права, регулирующими поведение и ответственность аудиторов;- правилами и регулятивными нормами добровольных профессиональных организаций.Банковский А. может проводиться профессиональными аудиторами, директорами банков или штатными аудиторами Управления аудита (Auditing Department); `Квазиаудиты`, проводимые офиц. банковскими экспертами, известны под названием `ревизия` (examinations).В 1992 г. Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) предложила правила, по к-рым от каждого застрахованного депозитного института с активами на сумму 150 млн дол. и больше требовалось:1) подготовить фин. документы в соответствии с общепринятыми принципами бухучета (ОПБУ);2) проводить ежегодные проверки при помощи квалифицированных независимых аудиторов;3) открыто сообщать о соответствии деятельности банков банковским законам, касающимся безопасности и устойчивости (с помощью независимого аудитора, работающего с отчетом);4) иметь независимый комитет по А., входящий в состав его совета.Это предложение могло бы расширить ответственность аудиторов и, соответственно, расходы банков на проведение внутреннего и внешнего А. ФКСД или федерального ведомства; надзор за институтом можно было осуществлять административными мерами принуждения в отношении бухгалтера, к-рый нарушает эти правила.Это предложение было вызвано обеспокоенностью органов банковского регулирования банкротствами банков, к-рые объясняются слабой отчетностью и небрежными проверками со стороны бухгалтеров. Предполагалось, что аудиторы должны обнаруживать нарушения или небрежность (безответственность) прежде, чем они приведут к банкротству сберегательные учреждения и банки. Представители бухучета не могли выполнять эти функции.Гражданская и уголовная ответственность аудиторов. В спорных случаях в ходе судебного разбирательства по делу гражданской ответственности за нанесение ущерба клиенту и третьей стороне нередко привлекаются внешние аудиторы. Судебное дело разбирается в рамках общего права на основании законов о ценных бумагах и в связи с ответственностью за обнаружение мошенничества. В результате тяжбы может быть расторгнут контракт или определено гражданское нарушение обязательств (неспособность выполнить обязательства).Контрактные обязательства аудитора по отношению к клиенту могут быть сформулированы или могут подразумеваться. Обязательства, к-рые подразумеваются, свидетельствуют о небрежном отношении. Правовая проверка на небрежность предполагает определение степени, в к-рой аудитор продемонстрировал разумное беспокойство при существующих условиях. Сам факт мошенничества предполагает, что его совершение или недосмотр должны быть преднамеренными и иметь цель ввести в заблуждение. Подразумеваемый обман предполагает действие или недосмотр, проистекающие из всеобщей небрежности.Правовые обязательства аудитора определяются следующим образом:1. оговоренные обязательства, взятые по контракту;2. статуты и общее право, регулирующие поведение и ответственность аудиторов в результате ведения проверки;3. правила и нормы регулирования добровольных профессиональных организаций.Гражданские обязательства аудитора могут быть выражены с точки зрения общего права и обязательства по закону о статутах:Общее правоСтатутное правоКак правило, клиент может добиться возмещения убытков, если он сможет заявить и доказать, что имеются основания для возбуждения судебного разбирательства. По общему праву в качестве аргументации аудитора могут приниматься такие объяснения, как должное прилежание, сокращение пособия по несчастному случаю на производстве из-за небрежности пострадавшего (contributory negligence), а также недостаточность мотивации. По общему праву, бремя доказательства по небрежности возлагается на истца.По статутному праву в качестве возражений в пользу аудитора используется должное прилежание, отсутствие мотивации, отсутствие знания об отчетах, вводящих в заблуждение и др. По статутному праву бремя доказательства возлагается на обвиняемого.Преступление включает как само действие, так и преступные намерения. Неспособность выполнять работу с должным прилежанием может рассматриваться как криминальное мошенническое действие, такое, как ложные и вводящие в заблуждение отчеты о налоговых декларациях.Глоссарий аудиторских терминовАудит (Audit). Систематический процесс объективного получения и оценки сведений компетентным независимым лицом об означенном юр. лице с целью определения и составления отчета о соответствии между заявлениями и экон. событиями, действиями и другой информацией и общепринятыми критериями для освещения этих заявлений.Аудит компьютерный (Auditing around the computer). Осуществление аудиторских процедур на основе вводимых и выходящих данных.Аудит через компьютер (Auditing through the computer). Проведение проверок контрольных мер, заложенных в программы обеспечения для подтверждения того, что эти контрольные меры работают нормально.Аудит с компьютером (Auditing with the computer). Применение компьютера для исполнения некоторых аудиторских процедур.Аудитор (Auditor). Лицо, проводящее аудиторскую проверку с целью проверки правильности и приемлемости бух. проводок и отчетов, аккуратности и заверяющее их своей подписью.Аудитор на долгосрочной основе (Continuing auditor). Аудитор, к-рый продолжает поддерживать отношения с клиентом и проводить проверки на протяжении ряда лет.Аудитор внутренний (Internal auditor). Аудитор, к-рый работает внутри организации клиента с целью выполнения определенных услуг по мониторингу (наблюдению) для администрации.Аудитор главный (Principal auditor). Аудитор, к-рый осуществляет проверку основных подразделений лица, в то время как др. аудиторы (бухгалтеры, некоторые или все остальные) проверяют отдельные подразделения.Внапуск (лэппинг) (Lapping). Неправильность, возникающая в случае, когда лицо, получающее наличность, временно (незаконно) присваивает ее и скрывает это путем отсрочки начисления кредита на счет клиента по вспомогательной книге дебиторской задолженности.Выверка счетов банка (Bank reconciliation). План проведения сравнения различий между наличностью в банке и по банковским записям.Доказательства (Evidence). Все, что может повлиять на суждение аудитора в отношении соответствия фин. отчетов клиента общепринятым принципам бухучета.Действия незаконные (Illegal acts). Действия, к-рые противоречат законам или правительственным постановлениям, являющиеся незакономерными действиями.Комитет по аудиту (Audit committee). Ведущий комитет совета директоров корпорации, составленный из приглашенных директоров, к-рым вменяется ответственность за проведение А. и работу аудиторов.МAS - Консультативные услуги по менеджменту.Неправильности (Irregularities). Преднамеренное ложное изложение фактов или пропуски в фин. отчетах, мошенническая фин. отчетность и растрата.Отчет банка за ограниченный период (Bank cutoff statement). Отчет за период, следующий непосредственно за датой закрытия балансового отчета. Этот отчет может включать депозитные квитанции и аннулированные чеки, освящающий взаимозачеты банка в период между окончанием фин. года и датой такого отчета.Ошибки (Errors). Непреднамеренные описки или пропуски в фин. документах, такие, как пропуски по невнимательности, ложное толкование фактов и ошибки в применении учетных принципов.Общепринятые аудиторские стандарты (Generally accepted auditing standards). Десять стандартов, разработанные и одобренные АИДБ и касающиеся: образования, независимости, профессиональной тщательности, планирования, внутреннего контроля, доказательств, общепринятых учетных принципов, мнения, освещения и последовательности. Эти стандарты классифицируются как общие стандарты, стандарты выездного А. и стандарты отчетности.Отчет формальный (проформа) (Pro forma statement). Отчет, в к-ром отражены имевшие место операции или действия.Операции связанной стороны (Related party transactions). Операции между отчитывающимся лицом и лицами, к-рые в состоянии материально влиять на это лицо или на к-рых это лицо может оказать влияние.Отчеты специальные (Special reports). Сюда включаются следующие отчеты: отчеты о проверке фин. отчетов, составленных на основе отличной от общепринятых учетных принципов; отчеты о проверке указанных счетов или статей в фин. отчетах; отчеты о соответствии контрактным регулятивным требованиям; фин. информация, представленная в предписанных формах или графиках.Процедуры аудиторские (Audit procedures). Действия, осуществляемые аудитором для обеспечения достижений задач аудиторской проверки.Программа аудита (Audit program). Последовательность процедур, осуществляемых в ходе аудиторской проверки.Подтверждение банка (Bank confirmation). Запрос, подписанный представителем клиента, отражающий банковские записи по суммам на депозите, а также снятые и др. суммы, связанные с условными операциями между компанией и банком, переданными банку по почте для окончательного завершения.Подтверждение (Confirmation). Письмо третьей стороне, к-рое подтверждает существование записанных в фин. отчетах сумм.Подделка (кайтинг) (Kiting). Присвоение средств путем перевода суммы (средств) со счета одного банка на счет другого банка без оформления снятия средств через бух. книгу первого банка.Подтверждение отрицательной дебиторской задолженности (Negative accounts receivable confirmation). Подтверждение, испрашиваемое с клиента только в том случае, если клиент не согласен с утверждаемым балансом.Проверка операций (Operational audit). Всестороннее обследование и оценка операций лица с целью убедить администрацию в том, что все операции осуществляются в соответствии с выбранной политикой и задачами.Поиск мнения (Opinion shopping). Поиск аудитора в случае, если администрация не согласна с текущим А. в отношении вопроса по фин. отчетности.Проверка деятельности (Performance audit). Проверка с целью составить независимое мнение о том, насколько члены администрации и сотрудники эффективно и компетентно выполняют свои обязанности.Профессия (Profession). Ассоциация людей с общими целями и задачами, связанными с общественным интересом.Проверка для программы (Program audit). Проверка деятельности аудитора, связанная с предлагаемой или осуществляемой программой.Свидетельство (Attest). Письменный отчет, к-рый содержит заключение по утверждению другой стороны.Совет консультативный по аудиторским стандартaм (Auditing standards advisory council). Совет АОДБ амер. общества дипломированных бухгалтеров, к-рый консультирует АICPA по вопросам А.Совет по аудиторским стандартам (Auditing standards board). Комитет АОДБ, к-рый разрабатывает и публикует аудиторские правила и процедуры.След аудиторский (Audit trail). Справочник или сопроводительный материал по приводимому источнику проводок или документу.Сторона, несущая ответственность (Responsible party). Члены руководства или др. лица, к-рые несут ответственность за утверждение будущих фин. отчетов.Риск при проведении аудита (Audit risk). Риск того, что аудитор может оказаться неспособным определить свое мнение по фин. отчетам, в к-рых содержатся материальные ошибки.Этика (Ethics). Дисциплина в отношении морального долга, правоты и ошибочности.См. АУДИТ ВНУТРЕННИЙ; БУХГАЛТЕР; РЕВИЗИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКА.БИБЛИОГРАФИЯ:American Institute of Certified Public Accountants Professional Standards. Vol. I: U.S. Auditing Standards. Commerce Clearing House, Chicago, IL.. Audits of Banks, 1983.. Audits of finance Companies, 1973.. Auditing: A Journal of Practice & Theory.BANK ADMINISTRATION INSTITUTE. Anticipatory Auditing Using Key Indicators. Bank Administration Institute, Rolling Meadows, IL, 1985.. Internal Auditing in the Banking Industry. Three volumes, 1984.Bank Internal Audit. Bank Administration Institute, Chicago, IL, 1991.BAVISHI, V. B., and WYMAN, H. E. Who Audits the World? Center for Transactional Accounting and Financial Research, University of Connecticut, Storrs, CT, 1983.EDWARDS, R. Control and Audit of EFT. Bank Administration Institute, Rolling Meadows, IL, 1988.GORDON MORRIS & ASSOCIATES. EDP Auditing Guide. Bank Administration Institute, 1991.HARRIS, S. Who Audits America. Data Financial, Menlo Park, CA, Latest edition.HERMANSON, ROGER, H., STRAWSER, JERRY R., and STRAWSER, ROBERT H. Auditing Theory and Practice, Fifth ed., 1989.Journal of Accounting.KOLTVEIT, J. M. Accounting for Banks, 1986.LINDER, W., and NADOLNY, N. Internal Auditing for the Community Bank. Bank Administration Institute, Chicago, IL, 1990.MANIAK, A. J. Report Writing for Internal Auditors. Bank Administration Institute, Chicago, IL, 1989.MCGLADREY & PULLEN. Banking Industry Manual. McGladrey & Pullen, Minneapolis, MN, 1987.MILLER, M. A. Miller Comprehensive GAAS Guide, 1982. Troy, MO. Annual.NALDONY N. Z., and SIMONS, W. K. Regulatory Management Compliance Audit Deskbook. Bank Administration Institute, Chicago, IL, 1990.NAMJESTNIK, K. J. Trust Audit Manual. Bank Administration Institute, Chicago, IL, 1991.PEAT MARWICK, MAIN & CO. Principles and Presentation: Banking. Peat Marwick, Main & Co., New York, NY. Annual.STEVENSON, T. H. Internal Auditing for the Community Bank. Bank Administration Institute, Chicago, IL, 1989.The CPA Journal.Understanding and Auditing EDI and Open Network Controls. Bank Administration Istitute, 1991.