Экономическое общество
группа стран, объединяющихся для достижения общих целей в деле регулирования международной торговли. Пример– Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
группа стран, объединяющихся для достижения общих целей в деле регулирования международной торговли. Пример– Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
совокупность отношений между субъектами хозяйствования по производству товаров и оказанию услуг. Сущность экономического общества основана на совокупности материальных и духовных интересов частных лиц, создаваемых ими союзов, государства, которые образуются в силу желания или необходимости достижения стоящих перед ними задач. В экономическом обществе основным понятием является интерес, определяющий цель, которую ставит себе человек. В то же время посредством правового регулирования хозяйственной деятельности и предпринимательства, устанавливается область свободы человека, то есть возможность преследования поставленных целей совместно со свободою других лиц. Право призвано устанавливать границы, или форму, в которую интерес вносит жизненное содержание. Общаясь, люди образуют живое взаимодействие интересов, которые соединяясь и разделяясь, образуют бесконечное разнообразие сплетений частных, общественных и государственных отношений, составляющих экономическое общество.
Экономическое общество, находясь в составе гражданского общества и государства, оставаясь в то же время единым целым, представляет собой совокупность многообразных юридических, экономических, умственных и нравственных отношений граждан и их объединений, которая образует между ними связь. В отличие от государства, где такого рода связь идет от целого, то есть от государства, к гражданам в целях установления общих норм права и представлено органами, являющимися носителями общих интересов, в экономическом обществе, наоборот, связи образуются между отдельными субъектами хозяйствования и представляют собой переплетение возникающих между ними взаимодействий.
Следует заметить, что вся деятельность в экономическом обществе имеет определенную цель - потребление, являющееся чисто личностным понятием. Человек сам определяет свои потребности и способы их удовлетворения, он сам решает, что из приобретенного им должно быть обращено на текущие нужды, что сохранено для будущего и что требуется направить на другие цели. Только тогда, когда у него оказывается существенный недостаток жизненных средств, он вынужден обратиться к чужой помощи, где отношения уже определяются другими понятиями, связанными с благотворительностью, нравственностью и т.д. Путаница их может привести к внесению в область экономических отношений несвойственных им представлений, приводящих лишь к путанице и извращению всей жизни. Иногда бывает, что на лету схваченные и неправильно понятые юридические и нравственные требования представляются неоспоримой истиной. От этого область деятельности государства без серьезного исследования его природы и его назначения, безгранично расширяется, в итоге государство и экономическое общество сливаются в одно представление, которое под именем общественного организма, стремится подавить всякую свободу и низвести граждан на степень органической ячейки, лишенной всякого самоопределения и служащей только страдательным элементом общественной ткани.
Поправить здесь дело можно лишь путем приведения экономической области к одинаковому уровню с другими явлениями общественной жизни, произведя тщательное исследование во взаимосвязи и взаимозависимости.
Как известно, в обществе имеется большая область духовных интересов, в которой определяющим элементом является свобода взаимодействия отдельных людей. Как разумное, а потому самоопределяющееся существо, человек в нем составляет единичный центр духовной деятельности; он из себя создает весь свой умственный и нравственный мир. Даже то, что он заимствует у других, усваивается им в силу того же самоопределения. Общение устанавливается здесь свободным общением мыслей и чувств. Такого рода особенности человека можно отнести кроме духовной, также и к экономической области, где осуществляется приложение духовной деятельности к покорению природы. Представление же о том, что оставаясь свободным деятелем в духовной сфере, человек в области экономики должен находиться в роли орудия, над которым господствует мифическое целое, а он есть "ячейка общественной ткани", есть полнейший абсурд. На этом абсурде, к сожалению, и строилась экономика "лагеря социализма".
Пока экономическая область рассматривается в своем отвлечении, такое предположение может еще представить некоторый призрак правдоподобия для незрелых или путаных умов; но как скоро мы эту область связываем с другими и через это возвышаемся к пониманию истинной природы человека, так весь этот призрак улетучивается как дым.
Господствующие над человеком законы природы не уничтожают его свободу, а предоставляют ему возможность занять подобающее ему, его уму, силе, сообразительности, состоятельности и т.п. место среди людей и природы. Взаимодействие же между людьми есть своего рода дух, как общая стихия, связывающая разумные существа и проявляющаяся в свободном их взаимодействии. Становясь орудием духа, человек не подчиняется внешнему для него принуждению, а стремится к собственным своим целям и исполнению внутреннего своего назначения. На этом и строится экономическое общество, история развития которого создается людьми, экономические и юридические законы исполняются свободою, а взаимное ограничение внешней свободы субъектов хозяйствования основано на праве.