InvestFuture

Групповые эффекты

Просмотры: 925
Оцените материал:
(оценок: 20, среднее: 4.65 из 5)

Групповые эффекты

особенности организационного поведения группы и людей внутри группы. Основные групповые эффекты: эффект подражания - добровольное следование групповым нор мам, стереотипам группового поведения; в некоторых случаях - внешним атрибутам принадлежности к группе (в одежде, аксессуарах, прическе и т. д.); эффект конформизма - подчинение индивидуальных мнений и оценок общегрупповому мнению; эффект группового фаворитизма - стремление благоприятствовать членам своей группы в противовес членам других групп; основан на возникающем чувстве принадлежности к группе («мы») и размежевания с другими группами («они»); эффект группового эгоизма - когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности; эффект «маятника» - циклическое чередование эмоциональных состояний группы, подъемы и спады настроения; эффект «снежного кома» - своеобразная цепная реакция, сопро вождающая распространение в группе как внимания, доброжелательности, поддержки, так и агрессивных действий, оскорбительных слов, негативных оценок. Выводы социальных психологов: продуктивность членов группы в присутствии группы зависит от индивидуальных особенностей людей; эта продуктивность, как и мотивация деятельности зависят от присутствия значимых людей, уровня их значимости, сложности выполняемых задач, подготовленности к их реализации, позитивной или негативной реакции от других членов группы; совместная групповая деятельность способствует эффективности восприятия, памяти, мышления, творческого воображения, смягчению отношения к индивидуальным поступкам, снижению чувствительности к уровню шума, изменению эмоциональной сферы человека и т. д.; влияние группы на своего члена может происходить и за ее пределами. При этом важно воспринимает ли он других участников группы как своих соперников или только наблюдателей; в целом влияние группы на индивидуума может быть или позитивным или негативным в зависимости от групповых ценностей и групповых социальных норм. Применительно к конкретной деятельности может увеличиваться его продуктивность и интенсивность и снижаться качество результатов - особенно для сложных задач.

Менеджер организации. Типологический словарь-справочник