InvestFuture

INVESTOR RELATIONS, IR

Просмотры: 597
Оцените материал:
(оценок: 37, среднее: 4.35 из 5)

INVESTOR RELATIONS, IR

англ. — связи с инвесторами] — технология коммуникационного менеджмента (см.), направленная на установление и развитие двусторонних связей с инвесторами, акционерами, финансовыми аналитиками, инвестиционными банками, властными структурами, кредиторами компании. Эта технология реализуется через организацию взаимосвязанных информационных, аналитических и PR-мероприятий в сфере подготовки и распространения финансовой отчетности. IR — неотъемлемая часть стратегии организации. Успех IR во многом зависит от отношения к нему руководства. К инструментам коммуникационного менеджмента, через которые осуществляется связь с инвестиционным сообществом, относятся: годовой отчет компании; годовое собрание акционеров; квартальные отчеты компании перед акционерами и финансовым сообществом; база данных контактов с инвесторами; пресс-релизы, брифинги для целевой аудитории; реклама в СМИ (как финансовых, так и общего содержания); корпоративные тематические объявления, представляющие особый интерес для акционеров и потенциальных инвесторов (о новых продуктах и услугах, переменах в менеджменте, приобретениях и инвестициях, реорганизации); корпоративный интернет-сайт (использование баз данных, услуги в режиме он-лайн, в том числе презентации финансовых результатов, электронная почта); конференции и семинары, презентации идей и стратегий; видеокассеты, посвященные финансовой проблематике; бесплатные телефонные номера для связи с компанией; индивидуальные встречи менеджеров компании с представителями правительства и бирж, посвященные финансовым вопросам (в том числе roadshow для продажи ADR или корпоративных облигаций), а также серьезным изменениям в корпоративной структуре или стратегии управления бизнесом; постоянные контакты со СМИ, в первую очередь финансовыми. Расходы на IR очень дифференцированы. У западных финансовых компаний и банков они составляют почти 80% коммуникационного бюджета. Учет финансовых рисков, рыночные лимиты на разные виды деятельности, коррективы, вносимые в оперативную деятельность, требуют дополнительных пояснений для акционеров компании, партнеров: адресатам необходимо заранее знать о существующих рисках и намерениях компании, ее стратегии поведения на рынке, чтобы адекватно реагировать на события. В компаниях, специализирующихся на производстве товаров народного потребления, доля расходов на IR не превышает 10—18% (понятно, что у этих компаний меньше стратегических инвесторов, да и для партнеров, дистрибуторов, участников производственной цепочки в данном случае более важна маркетинговая стратегия, на основании которой строится сотрудничество). Доля расходов на IR промышленных предприятий находится в диапазоне от 12 до 30%. Термин «IR» появился в 1953 г. благодаря Ральфу Кординеру, в то время президенту General Electric, который так обозначил систематическое общение с существующими и потенциальными инвесторами. Спустя сорок лет об IR заговорили в России. Но несмотря на важность задач признанной корпоративной функцией IR еще не стали. На многих российских предприятиях не сформулирована стратегия их деятельности, а если сформулирована, то не доведена до инвесторов и акционеров, не опубликована. Большинство компаний, представленных на российском рынке, работают в авральном стиле, т.е. IR применяются тогда, когда событие уже произошло и на него необходимо реагировать. В абсолютном выражении такие авралы стоят дешевле ведения стабильной политики в сфере IR, но в относительном выражении (по стоимости и эффективности в пересчете на месяц) — намного дороже. Применительно к России некоторые эксперты в области IR называют эту технологию «черной» (по аналогии с «черным» пиаром). Речь идет о том, что, поскольку большинство российских компаний хотя бы частично живут в условиях теневой экономики, практически ни один инвестор не в состоянии определить границы эффективной и неэффективной работы предприятия в России. У российских компаний прибыль может быть небольшой, а компании будут расти, развиваться и открывать свои филиалы. Российский предприниматель понимает, что это единственный способ выжить, для менталитета же западного инвестора это непонятно и недопустимо, ведь если западный инвестор идет на сговор с управляющими российскими предприятиями, налоговые и административные риски для него повышаются. Российская специфика (высокие налоги, неплатежи, отсутствие четкого регулирования и защиты прав собственности) ведет к изобретению сложных и непрозрачных инвестиционных схем, комбинирующих всевозможные формы финансирования, что противоречит стремлению инвесторов к открытости ведения бизнеса. Далеко не все российские компании понимают, что эффективность IR базируется на информационной открытости организации. Это условие является таким же важным конкурентным преимуществом российских корпораций в борьбе за средства инвесторов, как и перевод финансовой отчетности на западные стандарты, финансовая прозрачность, оптимальное налоговое планирование. Предоставление недостоверной, неполной или несвоевременной информации может отрицательно сказаться на репутации компании и стоимости ее акций. IR в силу своей коммуникативно-информационной природы позволяет решать задачу эффективного общения с акционерами и инвесторами; в противном случае компания обречена на громкие скандалы, наносящие ущерб деловой репутации. Основные принципы взаимоотношений топ-менеджеров организации с акционерами и инвесторами регулируются Кодексом корпоративного поведения, осуществление и даже внедрение которого невозможны без раскрытия компаниями информации о своей практике корпоративного управления и о том, насколько эта практика соответствует рекомендациям этого Кодекса. IR-специалисты — это новая профессия на российском рынке труда. Главная ценность IR-менеджера заключается в умении создавать новую стоимость. Основной задачей профессионалов является четкое понимание того, какие группы акционеров и инвесторов, а также других заинтересованных лиц (стейкхолдеров) важны для компании. Так, для одной компании в зависимости от ее стратегии более важна группа стратегических, а не миноритарных акционеров. Для другой компании в качестве инвесторов предпочтительнее банки, а не покупатели облигаций. Менеджеры, специализирующиеся в области отношений с инвесторами, формируют приверженность акционеров к компании и обеспечивают их информированность, чтобы поддержать контрольную стоимость ценных бумаг компании. Для IR-специалиста чрезвычайно важна возможность постоянного контакта с высшим руководством компании, что уже поднимает его статус в глазах инвесторов. Хотя такой специалист и не принимает стратегических решений, он должен знать о компании все, иначе невозможно увеличивать ее капитал. Несмотря на имеющиеся проблемы, темпы, которыми развивается в последние годы спрос на IR-услуги в России, позволяют считать, что эта технология коммуникационного менеджмента получила в нашей стране статус стратегически важной, а возможно, и наиболее перспективной для профессионалов-управленцев. Учитывая необходимость выхода на международные рынки капитала, другие задачи, в крупных публичных компаниях создаются IR-подразделения. Точно так же, как подразделение компании, отвечающее за сбыт, борется за своих клиентов, отделы по связям с инвесторами борются за внимание мирового инвестиционного сообщества. Руководители компании начинают понимать, что грамотно спланированная подача инвесторам даже самой рядовой новости может значительно увеличить капитализацию компании, а бездействие в общении — нанести урон как финансам, так и репутации. Наградой за корпоративные усилия в области IR становится цена акции, справедливо отражающая стоимость бизнеса, более легкий доступ к пулу институциональных инвесторов и позволяющая меньше платить за привлеченный капитал — все в соответствии с международными стандартами. Т.М. Орлова Буш Д., Джонстон Д. Управление финансами в международной нефтяной компании. М., Олимп-Бизнес, 2003. С. 227—236. Беликов И. Собственники корпораций пока еще не полностью доверяют своим менеджерам // RBC Daily. 2003. 11 авг. Инвесторы на связи // Карьера, № 43 (140). 2006. Козицын С. Инвесторы недооценили российские компании // Коммерсант. 2002. 14 марта. Кублицкая Т., Тимошин А. Боязнь открытого пространства // Секрет фирмы. 2002. Февр.

Маркетинг. Большой толковый словарь.