Монопсония
ситуация на рынке, при которой одному покупателю противостоит большое число продавцов.
ситуация на рынке, при которой одному покупателю противостоит большое число продавцов.
ситуация, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный покупатель.
исключительное право покупать продукцию определенного вида, принадлежащее одному покупателю.
тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара.
экономическая ситуация на рынке, при которой большое число продавцов-конкурентов обслуживают одного покупателя-монополиста.
Монопсония - рынок, на котором выступает лишь один покупатель товара, услуги или ресурса, в том числе наниматель рабочей силы.
анг. monopsony ситуация
на рынке, когда один крупный покупатель противостоит множеству продавцов. На практике встречается очень редко.
рынок, на котором существует только один покупатель. Хорошим примером монопсонии служит отдел материально-технического снабжения правительства.
от греч. monos + opsonia - закупка продовольствия) - исключительное право одного предприятия на покупку того или иного продовольственного товара. Монополия покупателя на рынке.
моно... + гр. ops?nia закупка продовольствия), тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара, ограничивающего свои закупки.
ситуация, возникающая на рынке при наличии только одного покупателя товаров (монопсониста), который в силу своего исключительного положения может диктовать всем продавцам условия приобретения товаров, и прежде всего их цену.
монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов. В широком смысле слова термин "монопсония" относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.
форма концентрации покупателей, иными словами, ситуация на рынке, когда один покупатель противостоит большому числу мелких производителей. Монопсонисты иногда способны добиваться выгодных для себя условий от поставщиков в форме скидок при оптовых закупках и продленных сроков кредита.
MONOPSONY
Ситуация, складывающаяся на рынке при наличии только одного покупателя данного продукта. Одним из примеров могут служить градообразующие предприятия, когда предприятие выступает в качестве доминирующего работодателя. Монопсонист при этом обладает возможностью в значительной степени контролировать уровень заработной платы
(monopsony) Рыночная структура, когда имеется лишь один покупатель. До тех пор пока предложение является совершенно эластичным, монопсонист имеет стимул использовать то обстоятельство, что уменьшение купленного количества снизит цену. Монопсония характеризует ситуацию со стороны спроса, со стороны предложения ей соответствует монополия (monopoly).
Ситуация, при которой на рынке доминирует единственный покупатель, что заставляет продавцов соглашаться на его условия. Например, фермеры - производители табака могут не иметь выбора и продавать свою продукцию табачной компании, являющейся единственным покупателем на рынке. Таким образом, табачная компания полностью контролирует цены приобретения сырья. Противоположностью монопсонии является монополия (monopoly).
от греч. monos — один и опсониа — закупка) — ситуация, рассматриваемая в теории несовершенной конкуренции, при которой на рынке присутствуют один-единственный покупатель и множество продавцов. Общий случай М. описывается в книге Дж. Робинсон «Экономика несовершенной конкуренции» (1933). Частный пример, когда единственным покупателем выступает государство, — экономика административно-командного типа. Отрицательные последствия M. аналогичны последствиям монополизации экономики.
греч. monos – один + opsoneo – приобретаю) – ситуация, когда на рынке хозяйствующий субъект полностью контролирует спрос на определенное благо (товар или услугу), являясь единственно возможным его покупателем. Понятие М., т.о., находится в своеобразной симметрии к понятию монополия. Способность фирмы-покупателя, занимающего положение монопсониста, влиять на цену товара называется монопсонической властью. Обычно ввиду большого объема закупок (напр., комплектующих изделий для массового произ-ва, больших партий сырья) крупное пр-тие, имеющее на рынке монопсоническую власть, добивается для себя более низких цен, чем цены, к-рые пришлось бы платить мелким потребителям, подталкивая тем самым цену к уровню предельных издержек произ-ва данного товара
разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса; ситуация, при которой фирма выступает как монополист на рынке, где она является покупателем. В таком случае фирмы сами устанавливают цены. Например, на рынке рабочей силы такая ситуация может возникнуть, когда один наниматель доминирует на рынке конкретной специальности или на рынке, по-особому расположенном. Это может иметь место, когда рабочие руководствуются при выборе нанимателей не только мотивами, связанными с заработной платой, но и, к примеру, близостью работы от дома. Термин «М.» означает «один покупатель», так же как «монополия» означает «один продавец». Термин «М.» применяется ко всем рынкам, где покупатели устанавливают цену.
термин, используемый современной экономической наукой для обозначения ситуации на рынке, при которой конкуренция на стороне спроса является неполной, поскольку имеется только один покупатель. В общеупотребительном значении – монополия спроса или покупок. В случае если такое положение усложняется ограниченным количеством продавцов, возникает двусторонняя монополия или оспариваемая монопсония, в зависимости от того, один или несколько продавцов противостоят единственному покупателю. М. может быть учреждена законодательно («закупочная монополия» на табачные изделия, алкогольные напитки, зерновые); может также быть результатом картельного соглашения или определенных местных условий (наличие в данном зоне только одного скупщика сельскохозяйственной продукции, только одного промышленного предпринимателя) или порождаться самим характером предлагаемых товаров или услуг, представляющих интерес лишь для одного покупателя (военная техника или специальное оборудование для государственных предприятий).
положение на рынке, когда многочисленным продавцам противостоит одна компания-покупатель. Такое положение может сложиться в отдельных странах или регионах, недостаточно связанных с центрами торговли, когда свою продукцию производители могут продавать только одной компании, позволяющей ей занижать цены еще в большей степени, чем это возможно при олигопсонии. Часто в бывших колониях крестьяне могли сбывать свою продукцию (кофе, какао, рис, хлопок и др.) только одной крупной иностранной компании-покупателю, что вело к неэквивалентному обмену. Английский экономист Дж. Робинсон, которая ввела термин "М." в экономическую литературу, относила его и к рынку труда. Часто в отдельных районах рабочим как продавцам своей рабочей силы противостоит одна компания, которая их принимает на работу. В этом случае она может занижать заработную плату и ухудшать другие условия найма. Во многих регионах развивающихся стран в условиях массовой скрытой безработицы появление промышленных предприятий, в том числе принадлежащих иностранному капиталу, позволяет нанимать рабочих, выплачивая им мизерную заработную плату. По мнению западных ученых, М. на рынке труда устраняется вследствие объединения рабочих в мощные профсоюзы, а также государственным регулированием заработной платы.