InvestFuture

Понятие и сущность менеджмента. Основные разновидности менеджмента

Просмотры: 1089
Оцените материал:
(оценок: 46, среднее: 4.5 из 5)

Понятие и сущность менеджмента. Основные разновидности менеджмента

Менеджмент - буквально исхитриться и найти выход из трудной ситуации. Менеджмент характеризуется, прежде всего, как работа, с помощью которой профессионально подготовленные специалисты формируют организации, превращая неорганизованную толпу в высокоэффективную команду. Менеджмент формирование эффективно действующей команды. Для команды характерны общие потребности, общие ресурсы, более низкая, чем на рынке стоимости поддержания прав.

Менеджмент включает общение, распределение ресурсов в организации, коммуникации сотрудников, отношения между распорядителями ресурсов и пользователями ресурсов, несение бремени ответственности за общую работу. Менеджмент это процессы организации планирования и учета. Следует различать виды менеджмента как функции менеджмента и виды менеджмента как разновидности менеджмента (генеральный менеджмент, менеджмент подразделений и операционный менеджмент), так как для них характерны свои средства и методы управления. По стандарту обучения по специальности «Менеджмент организации» (2001г. ) в Российских вузах различаются следующие виды менеджмента (подфункции менеджмента): стратегический менеджмент; логистика; управление качеством; управление персоналом; маркетинг; бухгалтерский учет; экономика; финансы; инновационный менеджмент. Наиболее часто в характеристике менеджмента используются подходы, которые трактуют его как науку управления, процесс управления, искусство управления, функцию управления, органы или аппарат управления, людей, управляющих организацией. При определении сущности и содержания менеджмента подчеркивается, прежде всего, его процессный характер. Это значит, что менеджмент выполняет интеграционные функции в группе сотрудничающих людей, формируя коммуникации между людьми, совокупность общих ресурсов, удовлетворяющих общие потребности, обслуживая операции по распределению и обмену внутри группы по меньшей стоимости по сравнению со стоимостью обеспечения сделок и защиты прав собственности на рынке. Часто управление неразрывно связывается с понуканием и устранением девиативного поведения сотрудника в группе. Процессный подход противостоит такому подходу, согласно которого управление представляет собой воздействие на людей для приведения их поведения в прокрустово ложе норм и правил. Менеджмент предполагает выполнение ряда требований, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям. Умение ставить и реализовывать цели, определяемое как искусство точно знать, что и как предстоит сделать, лежит в основе менеджмента. Подобным искусством обязаны обладать менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве работой всего персонала для достижения целей фирмы.

Менеджмент можно рассматривать как науку, набор взаимосвязанных функций, управленческий аппарат коммерческой организации, процесс принятия управленческих решений ("что делать исполнителям" и "как делать исполнителям").В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний в этой области, опирающихся на экспериментирование, обобщение, анализ, синтез и другие научные методы познания объективных процессов и явлений. Понимание менеджмента как науки базируется на том, что хозяйственные организации представляют сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Поэтому умение управлять столь сложным механизмом требует более серьезной профессиональной подготовки, чем просто перепрофилирование в руководителей специалистов в области гуманитарных или технических наук. Современный менеджмент представлен в виде четко сформулированных правил, вместе с тем это не готовые рецепты управленческой деятельности, это скорее система методологических представлений о назначении и функциях управления в современных организациях, новая «управленческая философия», способ мышления нежели свод готовых рекомендаций и принципов, годных на все случаи жизни предприятия и требующих только неукоснительного соблюдения.. Основные инструменты менеджмента это планирование, организация, учет. При взаимодействии с членами организации используются приказы, распоряжения, информирование, согласования, консультации. По сравнению с рыночными сделками инструменты управления обеспечивают меньшую стоимость трансакций. Коммуникации в процессе разделения труда в организации, на которых специализируется менеджмент, обеспечивает координацию, согласование и активизацию труда. Менеджмент может осуществляться на формальной и неформальной основе. Нельзя упускать из виду, что менеджер влияет на подчиненных своим поведением, отношением к работе и людям. Часто пример руководителя, бывает более эффективным методом общения с подчиненным, чем формальное руководство.

Менеджмент требует исключительно высокого искусства профессионала в области коммуникаций, широкого арсенала используемых им приемов и методов общения с людьми.С внедрением менеджмента как науки ныне связываются огромные экономически достижения, революционные технические и технологические изменения, совершенно новые подходы к человеку труда, его раскрепощение, развитие творческой индивидуальности. Менеджмент как управление в условиях рынка (маркетинг) обеспечивает ориентацию компании на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме прибыль. Для современного менеджмента характерны: стабильное стремление к повышению эффективности организации; широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за результаты собственной работы и одновременно за функционирование на рынке фирмы; постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды; использование современной информационной базы для расчетов при принятии управленческих решений; оценки управленческой работы на основе вклада управленческого аппарата в повышение эффективности деятельности фирмы; привлечение всех сотрудников компании к управлению ею; способность разумно рисковать и управлять риском. Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», а их синонимами являются термины «домоводство», «обеспечение», «навигация», «представительство», «заказчик», «поручитель». Антонимом термина менеджмент является словосочетание «держать в клетке», «одерживать верх», «командовать».

Американский социолог Сьюзен Донелл в течение 5 лет исследовала деятельность 2 500 руководителей разного уровня, что позволило сформулировать 5 причин, приводящих к неудачной карьере менеджера:

1. Основным побудительным мотивом деятельности менеджера-неудачника является неэффективная работа подразделения, которое он возглавляет, не поощрение сотрудников подразделения, а личный комфорт и высокое жалованье.

2. Менеджеры-неудачники обычно подчеркивают свое высокое служебное положение, они окружают себя атрибутами и символами высокого статуса.

3. Руководители-неудачники не заботятся о своих подчиненных. Их общение с подчиненными носит чисто формальный характер, они стараются присвоить заслуги подчиненных себе.

4. Руководители-неудачники само изолируются, стараются ограничить контакт с другими людьми, любят проводить время в своем офисе, теряя постепенно всякое общение с окружающими, перестают владеть текущей информацией. Менеджер-неудачник скрывает свои мысли и чувства. Подчиненные хотят и должны знать, что думает и чувствует их руководитель. Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента. Управление производством (производственный менеджмент) способствует эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг. Оно заключается в определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, вида применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановке людей; организации подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, современного ремонта оборудования, устранение сбоев и неполадок; контроле качества, ассортимента продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка. Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции (логистика) состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям, формирование каналов сбыта, ведение складского хозяйства, регулирование запасов. Управление инновациям, то есть нововведениями (инновационный менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрения новинок в производство. Управление маркетингом состоит в организации коллектива на основе изучения рынка, покупателей, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработки ценовой политики, изучения потребностей покупателей, сегментирования рынка. Управление персоналом включают в себя управление кадрами и социальное управление. Решив задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата; улучшения условий трудя и быта персонала: поддержание контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов, управление персоналом поднимает эффективность менеджмента организации. Суть финансового управления (финансового менеджмента) заключается в оптимизации формирования и распределения ее денежных ресурсов путем составления бюджета и финансового плана организации, оценки текущего и перспективного финансового состояния организации, регулировании рентабельности через изменение операционного и финансового рычага.

Основные понятия менеджмента: глоссарий