InvestFuture

Реформирование агропромышленного комплекса

Просмотры: 355
Оцените материал:
(оценок: 46, среднее: 4.63 из 5)

Реформирование агропромышленного комплекса

лат. reformatio преобразование), переход к рыночным отношениям на основе создания эффективного, конкурентоспособного агропромышленного производства. Реформирование системы АПК имеет объективные предпосылки, которые можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние предпосылки образуются в самой системе и инфраструктуре АПК. Внешние создаются за пределами агропромышленного комплекса и характеризуют собой условия существования и функционирования аграрного производства. Внутренние предпосылки состоят в следующем: неэффективность, высокая ресурсоемкость и затратность агропромышленного производства; нерациональность системы организации производства и управления; незаинтересованность работников в производительном труде, уравнительное распределение материальных благ; отсут-ствие правовых основ собственности работников на средства производства, имущество и результаты совместного труда; недостаточная ресурсная обеспеченность планов и прогнозов агропромышленного производства; слабая непосредственная экономическая ответственность руководителей, специалистов и работников агропромышленного производства за результаты хозяйствования; слабая конкурентоспособность продукции и недостаточное его качество; отсутствие достаточных прав и самостоятельности коллективов и работников для предпринимательской инициативы; однообразие и инерционность форм и методов ведения производства. Внешние предпосылки: неэффективность командно-административной системы регулирования и управления агропромышленным производством; жесткая директивность централизованного планирования; централизованное изъятие произведенной агропромышленными предприятиями продукции в счет государственных закупок, ее распределение и перераспределение; неэффективность организации системы хозяй-ствования по схеме «сверху—вниз»; централизованное ценообразование, финансирование, кредитование и налогообложение агропромышленного производства без учета реальных условий, объективных потребностей и возможностей; централизованное распределение материально-технических ресурсов без реального учета потребностей агропромышленных предприятий; отсутствие возможности самостоятельного выхода товаропроизводителей на внутренний и зарубежный рынки сбыта продукции; замедленность темпов развития АПК и падение его доли в валовом внутреннем продукте и национальном доходе страны. Названные причины и следствия деструктивных процессов в АПК представляют угрозу существованию национальной аграрной экономики, что проявляется в: падении уровня и объемов сельскохозяйственного производства; снижении качества и конкурентоспособности агропромышленной продукции; опережающем росте затрат и неплатежеспособности предприятий; высоких темпах инфляции, поглощающих ресурсы и капиталы товаропроизводителей и нивелирующие их доходы; технико-технологической деградации и деиндустриализации аграрного производства; падении производительности труда, интенсивности производства экстенсификация системы хозяйствования; неспособности обеспечить разнообразный потребительский спрос на продукцию; деквалификации и депрофессионализации аграрного труда и низкой эффективности использования трудовых ресурсов; дезинтеграции и разрыве интересов сельских товаропроизводителей и предприятий сферы переработки и сбыта продукции; увеличении ввоза готовой продукции и поставок импортного продовольствия на внутренний рынок. Это указывает на обострение проблемы продовольственной независимости страны и требует неотложного принятия мер по оздоровлению национальной аграрной экономики. В этой связи целесообразно выработать приемлемую стратегию экономического развития. Предпосылкой этого является достижение ресурсной и имущественной сбалансированности сельскохозяйственного производства и приведение платежеспособности предприятий в соответствие с потребностью в материально-технических ресурсах. По времени, с этой задачей должны быть увязаны и меры по созданию условий для организационно-производственного многообразия форм собственности и хозяй-ствования, развития конкурирующих секторов, отраслей и предприятий, расширения практики зарабатываемости средств, налаживания прямых экономических связей между субъектами хозяйствования, развития кооперации и интеграции труда и капитала в рамках различного рода производственно-сбытовых (продуктовых) объединений. Во взаимосвязи с этим важно решение задач формирования рыночного регулятивного механизма, расширения производственного самоуправления, преодоления монополизма, усиления стимулирования труда и производства, свободного выхода на внутренние и внешние рынки сбыта продукции, самостоятельного распоряжения продуктами трудовой деятельности. На этапе их решения требуется наличие эффективного законодательства, системы действенных экономических рычагов производ-ственного регулирования, а также специальных государственных механизмов реализации реформаторских мероприятий. Затем возникает задача структурной перестройки материально-технической базы сельского хозяйства, — новой инвестиционной политики, технической и технологической реконструкции, внедрения наукоемких и ресурсосберегающих видов производства, — осуществление которой в немалой степени зависит от механизмов, созданных на предыдущем этапе. К этому времени должен быть сформирован развитый и доступный рынок средств производства и капитала, позволяющий обеспечить контролируемые переливы средств в сферы их эффективного применения. Вместе с тем важно соблюдать естественную и поддерживать целесообразную длительность реформаторских процессов. Опережение событий влечет за собой такие же дополнительные издержки, как и их отставание.

Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник