ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ДОГОВОР
договор, определяющий все необходимые условия сделок по экспорту или импорту.
договор, определяющий все необходимые условия сделок по экспорту или импорту.
документ, определяющий взаимоотношения участников внешнеторговой сделки. Его содержание определяет документально зафиксированные операции по экспорту, импорту, товарообмену и условия их осуществления.
основной коммерческий документ, определяющий взаимоотношения участников внешнеторговой сделки. Их содержанием являются операции по экспорту, импорту, товарообмену и др. Расчеты за поставленные товары или услуги могут производиться в иностранной, международной, национальной валюте и на безвалютной основе.
договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (подпункт 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178). Наиболее распространенными видами внешнеторговых договоров являются договоры купли-продажи товаров, договоры поставки, подряда, перевозки, страхования и др.
форма внешнеторговой сделки. Права и обязанности по Д.в. определяются по праву страны, избранной сторонами при заключении договора, или в силу последующего соглашения. При отсутствии соглашения сторон о надлежащем применении права к внешнеторговым договорам применяется право страны, где учреждена, имеет свое местонахождение или основное место деятельности сторона, являющаяся: продавцом – в договоре купли-продажи, наймодателем – в договоре имущественного найма, лицензиаром – в лицензионном договоре о пользовании исключительными или аналогичными правами, хранителем – в договоре хранения, комитентом – в договоре комиссии, доверителем – в договоре поручения, перевозчиком – в договоре транспортно-экспедиционного обслуживания, страховщиком – в договоре страхования, кредитором – в договоре кредитования, дарителем – в договоре дарения, залогодателем – в договоре залога. К Д.в. о создании совместного предприятия применяется право страны, на территории которой совместное предприятие осуществляет свою деятельность. К Д.в., заключенному на аукционе, в результате конкурса или на бирже, применяется право страны, на территории которой проводится аукцион, конкурс или находится биржа.
форма внешнеторговой сделки. Права и обязанности сторон по ВНЕШНЕТОРГОВОМУ ДОГОВОРУ определяются по праву страны, избранной сторонами при заключении договора или в силу последующего соглашения. При отсутствии соглашения сторон о надлежащем применении права к внешнеторговым договорам применяется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся: продавцом в договоре купли-продажи; наймодателем в договоре имущественного найма; лицензиаром в лицензионном договоре о пользовании исключительными или аналогичными правами; хранителем в договоре хранения; комитентом в договоре комиссии; доверителем в договоре поручения; перевозчика в договоре перевозки; экспедитором в договоре транспортно-экспедиционного обслуживания; страховщиком в договоре страхования; кредитором в договоре кредитования; дарителем в договоре дарения; поручения в договоре поручительства; залогодателем в договоре залога. К ВНЕШНЕТОРГОВЫМ ДОГОВОРАМ о создании совместного предприятия применяется право страны, на территории которой совместное предприятие осуществляет свою деятельность. К ВНЕШНЕТОРГОВОМУ ДОГОВОРУ, заключенному на аукционе, в результате конкурса или на бирже, применяется право страны, на территории которой проводился аукцион, конкурс или находится биржа.
контракт основной коммерческий документ внешнеторговой операции, свидетельствующий о достигнутом соглашении между сторонами. Предметом В.д. может быть купля-продажа (поставка) товара, выполнение подрядных работ, аренда, лицензирование, предоставление права на продажу, консигнация и т.д. В международной практике В.д. может быть заключен как в письменной, так и в устной форме, однако национальные законодательства некоторых стран, в том числе и российское, требуют его обязательной письменной формы. Права и обязанности сторон по В.д. обычно вступают в силу с момента его подписания. При заключении В.д. путем переписки он считается действительным в соответствии с законодательствами разных стран. Например, в Великобритании, США, Японии В.д. считается вступившим в силу с момента отсылки возможным покупателем письменного акцепта (т.е. подтверждения своего согласия принять без изменения все условия письменного предложения - оферты продавца), во Франции, ФРГ, Италии - в момент получения акцепта фирмой, пославшей письменное предложение возможному покупателю. На аукционах, биржах В.д. часто заключается в устной форме, однако впоследствии устная договоренность обязательно подтверждается письменным контрактом. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - политика государства, регулирующая все формы внешнеэкономических связей и определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движения валюты и т.д. Проводя В.п., государство призвано, во-первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятные условия на внутреннем рынке, для чего необходимо сдерживать приток иностранных товаров; во-вторых, государство должно способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путем различных мероприятий, стимулировать вывоз товаров национального производства. Основными средствами осуществления В.п. являются таможенная система и нетарифные барьеры, регулирование движения валюты и валютного курса, эмиграции и иммиграции рабочей силы, торговли ценными бумагами и др. В условиях интернационализации хозяйственной жизни, когда экономика отдельных стран все глубже втягивается в международную хозяйственную систему, изменяются роль и цели национального внешнеэкономического регулирования. Задача защиты внутреннего рынка и проведение политики протекционизма не выдвигается на первый план. Наоборот, обнаруживается тенденция к либерализации внешней торговли и движения капитала, снимаются ограничения и вводится свободная обратимость национальной валюты. Важнейшей задачей национального механизма регулирования становится повышение международной конкурентоспособности "своих" предпринимателей. Очевидно, что конкурентоспособность товаров даже самых крупных компаний на мировых рынках зависит не только от технического уровня и организации производства на их предприятиях, но и от национального уровня заработной платы, системы налогообложения, состояния инфраструктуры, уровня образования трудящихся, наличия научно-технического потенциала и т.д. Для повышения национальной конкурентоспособности государство проводит мероприятия не только в области внешнеэкономических связей, но и по форсированию накопления капитала, ускорению процессов обновления капитала, стимулированию технического совершенствования производства. Интенсивность процессов накопления капитала создает предпосылки для роста производительности труда, формирования новых отраслей и видов производства. В эпоху НТР в повышении национальной конкурентоспособности огромную роль играют финансирование государством научных исследований, опытноконструкторских разработок, мероприятий по их внедрению в производство, поддержка со стороны государства развития новейших отраслей производства. Рост концентрации и централизации капитала на международной арене сделал важным направлением национальной политики поощрение концентрации и централизации национального капитала в целях укрепления его позиций на мировом рынке. Эти и многие другие мероприятия государственного регулирования направлены на создание общих благоприятных условий для конкурентной борьбы "своих" компаний как на внешнем, так и на национальных рынках.