InvestFuture

Закон X-эффективности

Просмотры: 1019
Оцените материал:
(оценок: 22, среднее: 4.55 из 5)

Закон X-эффективности

эффективность деятельности организации, имеющей высокую корпоративную духовность, выше эффективности деятельности аналогичной по всем характеристикам другой организации, не имеющей подобной корпоративной духовности. Это интегральный социологический закон организации как социальной системы. Сущность этого закона наиболее ярко выразил Л. Н. Толстой в своем романе «Война и мир»: «в военном деле сила войск есть такое произведение их массы на что-то другое, на какое-то неизвестное X. X этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям, всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев... дубинками или ружьями. Дух войска есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки» [5, с. 88]. Русский историк Л. Н. Гумилев связывает причины возникновения развития и упадка этнических народностей с неизвестным фактором X, который впоследствии был назван им пассионарностью. Под пассионарностью он понимает стремление человека к изменению традиционного, привычного (нарушению инерции), к новому. Исследователь X. Лейбенстайн под Х-эффективностью понимает ту ее часть, которая возникает от повышенной степени активности людей, улучшения отношения к труду, заинтересованности в лучшем использовании имеющихся ресурсов, в том числе собственного трудового потенциала. Он показал, что сокращение затрат на единицу продукции за счет указанных факторов может в десятки раз превосходить эффективность от лучшего распределения и размещения ресурсов и считает, что эта эффективность достигается в основном посредством улучшения мотивации труда. Из приведенных примеров разносторонних попыток раскрытия понятия X-эффективности общим фактором, ее определяющим, является активность человека как осознанная, мотивированная, заинтересованная, желаемая, потребность действовать в определенном направлении, добиваться намеченного результата. Именно корпоративный дух организации и задает высокий уровень такой активности и направление его проявления - забота об ее высоких и эффективных результатах. Поэтому он охватывает весь комплекс внутри коллективных поведенческих характеристик человека и его отношений. Знание этого закона в управлении организацией означает: создание корпоративного духа организации как условия (фактора) корпоративной (организационной) культуры; корпоративный дух организации - своеобразный сплав потребностей, интересов, целей организации с потребностями, интересами и целями каждого ее члена (работника) в сфере их общей деятельности; совместное желание всех и каждого к их удовлетворению и эффективному достижению; необходимость при формировании корпоративной культуры благосклонного, гласного внимания и поощрения любому, даже незначительному, предложению члена организации по совершенствованию индивидуальной или коллективной деятельности; целесообразность картотеки (каталога) предложений членов организации для текущего и перспективного планирования реализации их деловой активности, ее учета и анализа в разрезе структурных подразделений для периодического подведения итогов и поощрения лучших коллективов; необходимость постоянно информировать субъектов активности о состоянии принятых деловых предложений или же обстоятельно аргументировать неэффективность или невозможность их реализации в данный момент времени; по типу японских кружков качества и прошлого отечественного опыта (создание на предприятиях общественных бюро экономического анализа, нормирования и т. п.) целесообразна организация в структурных коллективах организации на регулярной основе группового поиска резервов улучшения их деятельности.

Менеджер организации. Типологический словарь-справочник