В ведомстве объявили, что продажи в мае сокращаются почти вдвое. На этом фоне рубль вчера укрепился на 1,5%.
Казалось бы: раз Минфин будет меньше продавать валюты, значит, поддержка у рубля снижается, и он должен падать. Но рынок посчитал иначе: видимо, прогнозируется рост нефтяных доходов. Российские власти считают, что страна сможет больше зарабатывать на продажах нефти — в этом случае бюджетное правило не требуется. Ведь Россия – зависимая от экспорта энергетики страна. Когда нашу нефть активно покупают, российские экспортёры платят в бюджет огромные суммы налогов и сборов, часть которых власти отчисляют в резерв “на чёрный день”. Этот резерв называется Фондом национального благосостояния – ФНБ. Там хранятся не рубли, а юани и золото, которые Минфин покупает на те рубли, которые пришли в “жирные” годы.
А вот когда наступает какой-то кризис, то нефть падает в цене, снижается спрос на наши энергоносители, падают поступления в бюджет от нефтяников. Тогда-то эту кубышку и открывают. Юани и золото продают — увеличивается предложение валюты в экономике – рублю это нравится, он укрепляется. А Минфин благодаря этому получает на руки рубли от продаж. Эти рубли уходят в бюджет, компенсируя "недоимку" с нефтяников.
При этом власти, конечно же, прикидывают, сколько придется положить или забрать из ФНБ в каждый отдельный год. Например, за 2023 год энергокомпании должны положить в бюджет 8 трлн рублей. Но пока не очень получается:
- в апреле бюджет заработал с нефтегаза на 32 млрд рублей меньше, чем планировалось;
- в мае бюджетные доходы от нефтегаза, скорее всего, не дотянут до плана ещё 8 млрд;
- а раз так, то надо 40 млрд рублей: компенсировать 32 млрд предыдущего месяца и 8 млрд предстоящего;
- чтобы получить столько рублей, нужно продать достаточно валюты и золота.
С февраля 2023-го из-за санкций и эмбарго на российскую нефть цепочки поставок нарушились, и доходы российских экспортёров упали. С этого месяца Минфин и запустил продажи валюты по бюджетному правилу. Но каждый месяц снижает объемы – то есть, доходы российских нефтяников и поступления от них в бюджет нормализуются. Значит, нам удаётся все лучше обходить санкции и не терять экспорт нефти, а ещё спрос и цены на нефть в мире последнее время растут.
При этом эксперты ожидают продолжения позитива. Аналитики Bloomberg вообще прогнозируют, что доходы России настолько подрастут, что выйдут за пределы плана. Значит, Минфин перестанет продавать валюту и даже начнёт её снова накапливать. А в апреле заместитель министра финансов РФ Владимир Колычев не исключал, что пополнение ФНБ возобновится, если российская нефть подорожает за $60 – а это уровень потолка цен. И мы на самом деле уже близки к этому. Urals чувствует себя довольно хорошо – в апреле она стоила в среднем дороже $58, а дисконт к Brent снизился до 30%.
Правда, до $70,1 за баррель, которые заложены в бюджете на 2023 год, ещё далековато. Тем более с мая Россия реально сокращает добычу нефти на 500 тысяч баррелей в сутки. А раз объемы снижаются, цена должна быть еще выше.
Однако есть разные способы расчёта нефти. С учётом доставки и страхования Urals уже может стоить больше $60, считают эксперты. К тому же, у России есть и другие сорта. Например, ESPO, которую мы везём в Азию из восточной части страны, продают дороже $70 за бочку.