Последовательности оснований дезоксирибонуклеиновых кислот (ДНК) стали предметом юридических споров в США и Европе. От исхода судебных баталий зависят судьба и направление развития многомиллиардной биотехнологической отрасли.
Патент, то есть право на монопольное использование изобретения его автором, юридически оформился в конце XVI в. как способ стимулировать развитие науки и техники. Затем эксклюзивное право распространилось на торговые марки и внешний вид товаров.
В начале XX в. появились первые патенты в области биологии и медицины. Речь идет не только о новых синтезированных химических препаратах, количество патентов на которые сейчас превышает 2 млн. В 1906 г. был получен патент на гормон адреналин, выделенный из надпочечников человека. В 1923 г. университет Торонто выкупил у исследователя Фредерика Бантинга патент на инсулин, полученный из поджелудочной железы.
Законность подобных патентов тут же была поставлена под сомнение. Процесс "Парк-Девис против Малфорда", предметом разбирательства которого являлся патент на адреналин, вывел на передний план вопрос: можно ли получить исключительные права на объект, созданный не человеком, а природой.
Выделенная ДНК и другие биологические материалы являются объектами интеллектуальной собственности.
Суд пришел к выводу, что очищенные вещества - плод труда исследователей и, следовательно, биологические препараты должны находиться под защитой патентного права.