Легендарный автогигант с полувековой историей оказался на грани финансовой пропасти. Акции КАМАЗа, еще недавно взлетевшие до 274 рублей на волне госзаказов, теперь рухнули до 90. Полугодовой отчет вскрыл шокирующие цифры: убыток в 31 миллиард рублей при падении выручки на 18%. Что погубило одного из лидеров российского машиностроения и есть ли у монополиста шансы на возрождение — в нашем расследовании.
КАМАЗ — больше чем компания, это национальный символ с богатейшей историей. Строительство завода в Набережных Челнах началось в 1969 году, первый грузовик сошел с конвейера в 1976-м. Преодолев кризис 90-х с государственной поддержкой, в 2000-х гигант провел масштабную модернизацию при участии Daimler. Сегодня компания с долей 47% на рынке тяжелых грузовиков России остается фактическим монополистом, экспортируя технику в 80 стран мира. Но за впечатляющей статистикой скрываются глубокие финансовые проблемы.
Отчетность по МСФО за первое полугодие 2025 года показала катастрофическое положение дел. Выручка компании сократилась на 18% в годовом выражении, составив 154 млрд рублей. Показатель EBITDA ушел в отрицательную зону, а чистый убыток достиг 31 млрд рублей против прибыли в 3,7 млрд годом ранее. Такие результаты стали худшими за последние годы и показали системные проблемы компании, выходящие за рамки общеэкономической ситуации.
Кризис КАМАЗа обусловлен двумя фундаментальными факторами.
Во-первых, рынок грузовиков массой свыше 14 тонн в России сократился на 60%, что привело к накоплению десятков тысяч непроданных машин на складах. Дистрибьюторы вынуждены сбрасывать технику со скидками 25-28%, но даже это не стимулирует спрос — перевозчики ждут снижения ключевой ставки.
Во-вторых, долговая нагрузка компании превысила 220 млрд рублей, а процентные расходы удвоились до 20 млрд руб., что составляет 13% от всей выручки. Весной 2025 года агентство АКРА понизило кредитный рейтинг эмитента до AA-(RU), отметив слабый денежный поток и критический уровень долга.
Несмотря на тяжелую ситуацию, у компании сохраняются потенциальные точки роста.
Во-первых, постепенное снижение ключевой ставки может оживить спрос — по словам вице-премьера Дениса Мантурова, при ставке ниже 15% продажи грузовиков активизируются. Уже в июле 2025 года рынок показал рост на 33% к июню.
Во-вторых, правительственная программа развития газомоторной техники до 2035 года с субсидиями производителям и развитием заправочной инфраструктуры открывает перспективы для КАМАЗа как одного из ключевых игроков этого рынка с потенциалом в 500 тыс. автомобилей.
В-третьих, использование облигаций с плавающим купоном позволит снизить долговую нагрузку по мере уменьшения ключевой ставки.
С текущей точки зрения акции КАМАЗа выглядят малопривлекательными — отсутствуют явные драйверы роста на фоне сжатого рынка и отрицательной операционной прибыли. Однако облигации компании могут представлять интерес для консервативных инвесторов благодаря надежности эмитента и колоссальной государственной поддержке при условии обеспечения премии к ОФЗ. Последние выпуски пока не предлагают адекватной компенсации за риски, учитывая негативную операционную деятельность и высокую долговую нагрузку компании.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!