Скандалы, интриги и расследования продолжают преследовать банковский сектор. Последствия финансового кризиса 2008 г. никак не отпускают многие финансовые компании по всему миру. Но больше всего по-прежнему достается американским банкам.
В эпицентре одного из очередных скандалов, который пока что протекает достаточно незаметно для широкой общественности, оказался банк Morgan Stanley. В верховном суде Нью-Йорка в Манхэттене сейчас рассматривается исковое заявление тайваньского China Development Industrial Bank (CDIB) к Morgan Stanley. Скорее всего, дело в дальнейшем, как и всегда, будет улажено полюбовно и стороны договорятся о приемлемой компенсации.
И тем не менее детали данного дела довольно наглядно показывают ряд интересных моментов. Предметом иска является продажа Morgan Stanley в 2007 г. долговых обязательств, обеспеченных пулом ипотечных активов, тайваньскому банку CDIB. Объем проданного транша CDO (collateralized debt obligation) под названием Stack 2006-1 составил $500 млн. В дальнейшем $415 из $500 млн активов, которые обеспечивали Stack 2006-1, обесценились до нуля.
Казалось бы, это всего лишь еще одна из целой серии историй об ипотечном кризисе 2008 г., когда различные CDO и другие структурированные долговые инструменты, обеспеченные сомнительными по своему реальному качеству ипотечными активами, резко упали в цене и стали одной из причин финансового кризиса.
Если бы не одно “но”. Заявления о том, что банки знали о низком качестве продаваемых обязательств, в этом случае не остались голословными, а получили свое подтверждение.
В рамках расследования были опубликованы более 300 страниц из внутренних документов Morgan Stanley, в том числе внутрикорпоративная переписка сотрудников. Из нее стало ясно, что они, мягко говоря, были в курсе состояния дел на рынке недвижимости США на момент создания данных долговых инструментов и понимали, что именно они продают клиентам.
Одним из наиболее ярких примеров среди опубликованной переписки стал e-mail вице-президента отдела по рынку облигаций Morgan Stanley Филипа Бламберга от 16 марта 2007 г. В нем он предлагает варианты названия пакета CDO, который впоследствии был продан China Development Industrial Bank под названием Stack 2006-1
“Может [назовем его] ... “Крах Сабпрайма 2007”? (Subprime Meltdown 2007)
А как насчет:
* “Атомный холокост 2007-1” (Nuclear Holocaust 2007-1)
* “Мешок с де**мом 2007-1” (ShitBag 2007-1)
* “Нокаут Майка Тайсона 2007-1” (Mike Tyson’s Punchout 2007-1)
Шучу, конечно (если ты не догадался)…”
Его коллега по отделу рынка облигаций Morgan Stanley, вице-президент Джонатан Горовиц ответил:
“Мне нравится”.
В самом Morgan Stanley не стали отрицать факт существования данной переписки. В своем заявлении представители банка отметили, что “хотя упомянутая переписка сотрудников и содержит ненадлежащую лексики и отражает неудачную попытку пошутить, сотрудник Morgan Stanley, которому принадлежат данные высказывания, отвечал только за документацию данных сделок. В его обязанности и возможности не входила адекватная оценка состояния рынка [недвижимости США] или кредитного качества активов в рамках обсуждаемых сделок”.
Однако данное официальное объяснение со стороны банка выглядит крайне сомнительным в свете другого факта. Morgan Stanley поставил на то, что данный пакет CDO и подобные ему долговые обязательства обесценятся заранее – еще до того, как “Атомный холокост 2007-1”, или Stack 2006-1, был продан тайваньскому банку CDIB в 2007 г.
Говард Хаблер, трейдер Morgan Stanley
Трейдер Morgan Stanley Говард Хаблер вместе с группой других сотрудников в апреле 2006 г. в рамках инвестбанка создал “внутренний” хедж-фонд под названием Global Proprietary Credit Group. Среди трейдеров, которые участвовали в работе данного хедж-фонда, были те же самые сотрудники Morgan Stanley, которые помогали создавать Stack 2006-1 и другие, подобные им структурированные финансовые инструменты.