Бензин в России вдруг стал товаром, за который приходится бороться. В одних регионах водителям ограничивают продажу топлива, в других заправки и вовсе закрываются. Цены на бирже растут, а правительство в экстренном порядке продлевает запрет на экспорт. Что происходит с топливным рынком и почему кризис повторяется?
Проблемы с топливом фиксируются сразу в нескольких регионах — Подмосковье, Ленинградской, Рязанской и Нижегородской областях, Поволжье, на юге и Дальнем Востоке.
Особенно страдают частные автозаправки — многие из них вынуждены ограничивать продажи в одни руки, а некоторые временно приостановили работу. Причина проста: перебои с поставками топлива.
Ремонты и атаки на НПЗ. Плановые остановки нефтеперерабатывающих заводов совпали с периодом сезонного спроса. Кроме того, повреждения инфраструктуры после атак на НПЗ сократили предложение.
Рост спроса. Осенью традиционно растёт потребление топлива — перевозки, сельхозработы, отопительный сезон.
Биржевой дефицит. С августа цены на бензин на бирже выросли на 12%, а появляющиеся объёмы сразу скупают крупные игроки, оставляя малым заправкам минимум шансов.
Некоторые заправки начали повышать цены на 92-й и 95-й бензин, но уже получили запросы от Федеральной антимонопольной службы. При этом в Российском топливном союзе предупреждают: часть независимых АЗС может закрыться из-за невозможности закупать топливо.
А ведь частники занимают около 60% рынка. Потеря даже части из них может привести к новым перебоям и росту цен. Союз направил обращение к вице-премьеру Александру Новаку с просьбой вмешаться в ситуацию.
Кризис уже дошёл до уровня Кремля. Дмитрий Песков заявил, что правительство «принимает необходимые меры». Премьер Михаил Мишустин подписал два постановления:
Продлён запрет на экспорт бензина и дизеля до конца года.
Увеличен норматив продажи топлива на бирже — с 15% до 17%, чтобы частные компании могли покупать бензин напрямую.
Эти шаги направлены на удержание топлива внутри страны и снижение дефицита.
Подобные меры уже помогали — в 2023 году аналогичный запрет на экспорт стабилизировал рынок. Сейчас власти рассчитывают на тот же эффект.
Если внутренние поставки восстановятся, а биржевые цены успокоятся, кризис можно будет считать временным. Однако многое зависит от скорости восстановления НПЗ и дисциплины на рынке.
Российский топливный рынок снова оказался под давлением: ремонты, сезонный спрос и ограничения экспорта создали цепную реакцию. Но у правительства есть инструменты, которые уже доказали эффективность.
Пока остаётся лишь наблюдать, успеют ли меры сработать до зимы — или водителям снова придётся выстраиваться в очереди на заправках.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!