Почти 90% всех транзакций в России проходят безналично, что является значительным достижением за последние десять лет, как сообщается в совместном исследовании центра финансовой аналитики Сбербанка и платформы ОФД.
«Почти 9 транзакций россиян из 10 уже проходят безналично. И многим кажется, что так было всегда, хотя это достижение последних десяти лет. Но мы понимаем, что кривая роста безнала будет выравниваться по мере приближения к естественному пределу, который мы оценили в 95%. Поэтому на первый план выходит не скорость роста, а его качество», — цитируются в исследовании слова старшего управляющего директора, руководителя центра финансовой аналитики Сбербанка Михаила Матовникова.
По наблюдениям экспертов, россияне привыкли к оплате картой и все чаще используют смартфоны, QR-коды и даже биометрические технологии для расчетов. Матовников подчеркнул важность внедрения безналичных форм оплаты в различные сегменты потребления и регионы, где их распространение пока невелико.
Географическое распределение безналичных платежей в России неоднородно. Высокие показатели фиксируются в северных регионах, на Дальнем Востоке и в Москве. В то же время, в южных регионах уровень безналичных расчетов ниже, что частично объясняется меньшим проникновением банковских услуг.
В топ-5 регионов по доле безналичных расчетов входят Ненецкий автономный округ (93%), Ямало-Ненецкий автономный округ и Магаданская область (по 92%), Москва и Ханты-Мансийский автономный округ (по 90%). Наименьшие показатели отмечены в Дагестане (63%), Ингушетии (68%), Северной Осетии (70%), Кабардино-Балкарии и Адыгее (по 73%).
Исследование показало, что продовольственные магазины остаются основным местом использования наличных денег, где доля безналичной оплаты составляет 75%. Это связано с низким уровнем онлайн-покупок в этом секторе и преобладанием покупателей старшего возраста.
В сегменте непродовольственных товаров и общепита безналичные платежи составляют 86% от общего объема. Наибольшая доля безналичных расчетов зафиксирована в сфере услуг — 91%, так как платежи за ЖКХ, связь и другие сервисы в основном осуществляются онлайн.
Онлайн-покупки оказывают значительное влияние на распространение безналичной оплаты: 47% оборота в категории непродовольственных товаров и 40% в услугах приходится на онлайн-платежи. Однако в продовольственных магазинах и общепите эта доля составляет лишь 4%.
Генеральный директор компании "Платформа ОФД" Дмитрий Батюшенков отметил, что стремительное распространение безналичных платежей за последние годы свидетельствует о быстрой адаптации потребителей к новым устройствам и сервисам.
Тем не менее, в "Сбере" считают, что полностью перейти на безналичные расчеты невозможно. Примерно 5% транзакций все еще будут связаны со снятием наличных для повседневных нужд и операций людей пенсионного возраста, которые предпочитают наличные.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!