С 15 июля в Благовещенске вступил в силу полный запрет на размещение и использование средств индивидуальной мобильности (СИМ), включая электросамокаты. Об этом сообщил мэр города Олег Имамеев. Мера реализована в соответствии с законом, принятым Заксобранием Амурской области в конце июня.
По словам мэра, власти пытались выстроить диалог с операторами проката, но он оказался безрезультатным. Ограничения в центре города лишь сдвинули проблему в спальные районы, где движение самокатов стало ещё более хаотичным. При этом, по оценке мэрии, «подавляющее большинство воспринимают эти устройства не как транспорт, а как игрушку», игнорируя правила дорожной безопасности.
«Результат — травмы пешеходов, аварийные ситуации и сотни жалоб. Безопасность людей — наш приоритет», — заявил Имамеев.
С 15 июля любое размещение или передвижение на СИМ на территории Благовещенска влечёт штраф до 100 тыс. рублей.
С начала 2020-х годов электросамокаты стали массовым явлением в российских городах. По данным Сбер Страхования, в 2024 году число поездок превысило 318 млн. Это породило не только экономический эффект, но и волну жалоб от пешеходов, автомобилистов и ГИБДД.
Дискуссия касается двух ключевых аспектов:
Безопасность. Только в 2024 году, по данным МВД, число пострадавших в ДТП с участием электросамокатов составило 4 591 человек. В основном это наезды на пешеходов.
Регулирование. Госдума и правительство неоднократно обсуждали вопрос, приравнивать ли электросамокаты к транспортным средствам. Сейчас они отнесены к категории СИМ, а максимальная скорость прокатных моделей ограничена 25 км/ч. Однако исполнение этих норм вызывает вопросы.
Крупные города идут по пути ограничений: в Москве и Санкт-Петербурге действует система «медленных зон», летом вводятся временные запреты на езду в популярных местах. Регионы, такие как Казань, Екатеринбург и Тюмень, также вводят местные регламенты. Но Благовещенск стал первым городом, где введён полный запрет на самокаты в пределах городской черты.
Многие жители поддерживают решение мэра, указывая на опасную езду пользователей СИМов. Другие же выступают против, говоря об удобстве транспорта и его относительной безопасности:
По официальной статистике, дтп на самокате в 2 раза безопаснее дтп на велосипеде и в 10 раз безопаснее, чем на авто. Автомобили запретить не хотите? Ведёте себя как в начале 20 века - когда боролись с автомобилями.
В комментариях к посту мэра упоминается и опыт других стран, где была создана соответствующая инфраструктура и регулирование, в результате сделавшее использование альтернативных средств индивидуального передвижения безопасным и комфортным:
Запретить проще, чем создать нужную инфраструктуру и нормальное регулирование.
Решение Благовещенска может стать прецедентом. Некоторые муниципалитеты уже рассматривают возможность последовать примеру Амурской области. При этом прокатные сервисы настаивают, что с их стороны возможны инвестиции в инфраструктуру и контроль, если города откажутся от запретов.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!