Хотите узнать, насколько эффективно ваше предприятие использует основные средства? Коэффициент фондоотдачи помогает понять, оправданы ли инвестиции в оборудование, как можно повысить производительность и какие направления бизнеса стоит оптимизировать. Разбираем, как рассчитать этот показатель, какие факторы на него влияют и как использовать его для роста компании.
Фондоотдача – это специальный показатель, который позволяет понять, насколько эффективно используются основные средства компании. На практике расчет фондоотдачи позволяет понять, есть ли поводы беспокоиться по поводу неэффективного расходования денег, а также выявить те области, затраты в которых стоит оптимизировать.
Коэффициент фондоотдачи широко применяется в экономическом анализе. В основном он используется, чтобы определить эффективность работы предприятий, но может быть полезным и в других отраслях.
Проанализировав фондоотдачу, можно сделать вывод о том, насколько эффективно компания использует основные средства для генерации выручки. Например, насколько станки помогают предприятию получать доход (и сколько дохода приходится на каждый рубль, вложенный в покупку станков).
Также показатель фондоотдачи дает возможность сравнить эффективность разных предприятий или двух подразделений одного предприятия, чтобы понять, какое из них перспективнее. Это может быть важно как для менеджера или владельца компании, так и для инвестора.
Наконец, фондоотдача позволяет увидеть возможности для оптимизации структуры активов и оценить, за какое время окупятся инвестиции в обновление либо расширение производственных мощностей.
Под выручкой здесь понимается доход, полученный компанией за определенный период.Под средней стоимостью основных средств – усредненная стоимость активов за выбранный период.
Предположим, компания за год смогла получить выручку в размере 100 млн рублей. При этом средняя стоимость основных средств за этот же период составила 20 миллионов рублей. Используем приведенную выше формулу и получим следующий результат: 100/20=5.
Таким образом, каждый рубль, вложенный в основные средства, приносит компании 5 рублей выручки, что можно считать очень неплохим результатом.
Какой будет фондоотдача конкретного предприятия, зависит от множества причин.
Один из самых важных факторов – текущее состояние оборудования и степень его износа, а также современность. Опыт показывает, что если основные средства производства новые, то коэффициент фондоотдачи растет: они не только, как правило, дают больше производительности, чем устаревшие, но и требуют меньших затрат на ремонт (а каждый вложенный в него рубль уменьшает фондоотдачу), чаще простаивают, пока ремонт производится – и, таким образом, в это время не генерируют выручку.
Важна также и структура имеющихся активов. В идеале они все должны использоваться постоянно и без перерывов. Если какое-то оборудование по большей части простаивает (например, для него нет работы), то фондоотдача начинает снижаться.
Конечно же, выручка самым непосредственным образом влияет на фондоотдачу. Когда она высокая и стабильная, коэффициент значительно повышается. Рост выручки, в свою очередь, может быть связан с подорожанием продукции, производимой предприятием, или увеличением объемов ее выпуска. Второй вариант менее желателен, поскольку чем больше объемы производства, тем выше затраты на ремонт и замену средств производства.
Также на выручку (а значит, и на фондоотдачу) влияют кризисы или сезонные колебания цены и/или спроса.
Существует несколько способов для повышения фондоотдачи.
Во-первых, можно пересмотреть структуру активов. Например, избавиться от оборудования, которое используется мало, требует больших затрат на ремонт и обслуживание. Его продажа и поиск альтернативных вариантов (например, аренда оборудования или аутсорсинг для отдельных операций) может заметно повысить фондоотдачу.
Во-вторых, модернизация и обновление оборудования. Например, замена устаревших станков на более современные, способные быстрее работать и меньше ломаться.
Во-третьих, нередко хороший результат дает повышение производительности труда. Оно может сопровождаться приобретение более современного оборудование, а может и не сопровождаться, нередко хорошего эффекта удается достичь через обучение персонала, усиление контроля за использованием рабочего времени.
Наконец, повышению фондоотдачи в значительной степени способствует увеличение объемов производства продукции, если оборудование ранее работало не на пределе своих возможностей, и поиск новых рынков сбыта, что увеличивает выручку.
Один из важных плюсов этого показателя, который делает его настолько популярным, – простота расчета и интерпретации, поскольку формула состоит всего из 2 компонентов.
Кроме того, фондоотдача удобна тем, что позволяет отслеживать изменение эффективности работы предприятия в динамике и может стать базой для стратегического планирования будущего развития.
Однако у фондоотдачи есть и недостатки. Например, она может зависеть от внешних факторов, не связанных с деятельностью предприятия, например инфляция и сезонность. также она не позволяет учесть качество основных средств. В еще меньшей степени данный показатель подходит для оценки нематериальных активов.