Российская Академия наук предупредила, что в этом году лето станет аномально жарким. Да, мы слышим это из года в год. Но сейчас и отечественные, и западные синоптики в один голос трубят, что такого жаркого лета, в истории наблюдений еще не было.
Нам обещают множество природных катаклизмов – лесных пожаров, ураганов, наводнений, засух и так далее. При этом прогнозы как будто уже начинают подтверждаться. Например, второго апреля в Москве и нескольких других российских регионах температура побила рекорд сорокалетней давности.
Есть любопытное исследование американских ученых. По их данным, всплески высокой температуры обычно очень четко совпадают с отклонениями в росте ВВП. Страны, которые более развиты экономически, теряют порядка 1,5% процентов в год. Развивающиеся – более 6% процентов. Так что влияние вполне серьезное.
Первое, что приходит на ум, когда говоришь о жаре и засухах – это неурожай. В прошлом году слишком теплая погода привела к тому, что Россия не смогла собрать такой же рекордный урожай, как годом ранее. Хотя в целом показатели были неплохие – 147 млн тонн зерна.
Так что рекордно жаркое лето может очень сильно ударить по сельскому хозяйству. Слишком высокие температуры – это угроза и для сельскохозяйственных культур, и для животноводства. При таком раскладе страна теряет часть доходов от внутренних продаж и экспорта. Да и по самим компаниям это может ударить. Из публичных, например, сразу вспоминается Русагро. Сейчас она чувствует себя на рынке довольно комфортно.
Также аномально жаркое лето всегда приносит с собой лесные пожары. Их масштабы, как и суммы нанесенного экономике ущерба, растут год от года. В 2023 году в одной только Якутии ущерб составил 850 млн рублей, в Тюменской области – еще 300 млн, а на Урале – почти 5 млрд! При этом пожары бушевали почти по всей стране, так что суммарные цифры наверняка еще больше.
Лесная промышленность тут тоже в зоне риска. Бумаги Сегежи, например, падали всю вторую половину прошлого года. Как раз тогда, когда уже начался подсчет ущерба от лесных пожаров. Хотя, конечно, проблем у Сегежи и без этого хватает.
Конечно, не факт, что такие катаклизмы могут сильно повлиять на добычу и продажу древесины в масштабах всей России. Все-таки лесов у нас очень много. Но все же ежегодно в огне сгорают десятки миллионов кубометров древесины. При этом деревья растут очень медленно. Так что такими темпами страшно представить, какой будет ситуация через 30-50 лет. И это мы берем только экономические последствия, не говоря уже об экологических.
Ну и еще один глобальный пункт – это пересыхание рек. Оно, в свою очередь, негативно влияет на работу гидроэлектростанций. А значит, там, где электроснабжение зависит от них в большей степени, энергия становится дороже. А её в жаркую погоду нужно ой как много. Как минимум, потому, что из-за постоянно работающих кондиционеров и вентиляторов нагрузка на сети ложится очень мощная. А ГЭС — это один из самых распространенных источников электричества. Как и атомные станции, работу которых, кстати, в жару тоже порой приходится останавливать.
Что еще по части обмеления рек – это вред речным торговым путям, которые очень важны для логистики в целом. Не говоря уже о том, что при таких раскладах в водоемах начинает гибнуть рыба.
В случае жары у ритейлеров, например X5 и Ленты, наверняка вырастут продажи напитков. В некоторых странах нашего континента прошлым летом вода чуть не стала дефицитом. Например, во Франции и Нидерландах даже вводили лимиты на её потребление. И это в самый разгар засухи. Однако нам с вами за нехватку питьевой воды переживать не придется. Все-таки за последний год её производство в России выросло более чем на треть.
А пить её в достаточном количестве точно нужно. В жару очень важно охлаждать свое тело, и поддерживать водный баланс в организме. 14 лет назад ООН назвало жару в России самой смертоносной в мире. В то лето от ее последствий скончались почти 60 тысяч россиян. А грядущий сезон должен стать самым жарким в истории метеонаблюдений в нашей стране.
Гибель людей – это не только горе для их друзей и родственников, это и удар по экономике. Более того, даже если человек достаточно крепок и как-то переносит аномальное летнее пекло, его продуктивность сильно падает. То есть, от жары может снижаться производительность труда сразу целых предприятий, если там не обеспечены нормальные условия – кондиционер, свободный доступ к питьевой воде и так далее. По последним исследованиям, человек начинает терять способность работать в полную силу уже с 26 градусов тепла.
Недавно Международная организация труда подсчитала, что волны жары уже к 2030 году снизят общее число отрабатываемых часов в мире более чем на 2%. И это еще при умеренном сценарии потепления. В целом речь о негативном эффекте, который можно сравнить с потерей 80 млн полноценных рабочих мест! Это больше, чем всё трудоспособное население России.
Продажи вентиляторов в жару тоже должны вырасти. Компании, которые достаточно запасутся такими товарами, смогут поднять цены и хорошо на этом заработать. Спрос им точно обеспечен. А значит, акции того же М.Видео или Озона этим летом вполне могут подрасти. Подписывайтесь на наш новостной канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!