Экономика замедляется: производство сельхозтехники снизится на треть, а ставки аренды вагонов — до минимума за десятилетие | IF | 06.10.2025

Экономика замедляется: производство сельхозтехники снизится на треть, а ставки аренды вагонов — до минимума за десятилетие

11:43 06.10.2025

Российская реальный сектор фиксирует замедление сразу в двух сегментах — сельхозмашиностроении и железнодорожных перевозках. На фоне высокой ключевой ставки и снижения инвестиционной активности производители техники и операторы подвижного состава сообщают о рекордном падении спроса.

Экономика замедляется: производство сельхозтехники снизится на треть, а ставки аренды вагонов — до минимума за десятилетие

Совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин заявил «Ведомостям», что производство сельхозтехники в 2025 году сократится на 30%. Завод планирует выпустить около 2700 комбайнов и 800 тракторов, против 3200 и 1100годом ранее. С августа предприятие перешло на трёхдневную рабочую неделю. По словам Бабкина, дорогие кредиты и сокращение доходов аграриев не позволяют обновлять парк техники, а господдержка компенсирует лишь часть выпадающего спроса.

Схожие процессы наблюдаются и в транспортной отрасли. Согласно отчёту Информационного центра операторов (ИЦО), ставки аренды полувагонов — самого массового типа грузового подвижного состава — в августе упали до 900 руб. в сутки при долгосрочных контрактах, что почти в три раза меньше, чем годом ранее, и на 13% ниже июльского уровня. Краткосрочная аренда подешевела в пять раз, до 600 руб. за вагон в сутки.

Ставки предоставления вагонов грузовладельцам в августе находились в диапазоне 650–1000 руб. в сутки, что, с учётом инфляции, является минимумом за последние десять лет. Инновационные полувагоны (с нагрузкой 25 тс) подешевели на 65% — до 1050–1250 руб. при долгосрочной аренде.

По данным РЖД, парк грузовых вагонов на сети составляет почти 1,4 млн единиц, из которых 660 тыс. — полувагоны. С начала года парк увеличился на 16,7 тыс., в том числе полувагонов — на 11 тыс. Средний оборот полувагона в августе составил 20,2 суток (–4% год к году), а средняя скорость выросла на четверть — до 307 км в сутки.

Аналитики отмечают, что обе тенденции — падение спроса на сельхозтехнику и резкое удешевление аренды вагонов — отражают замедление инвестиционной активности в реальном секторе. Высокая стоимость кредитов ограничивает обновление основных фондов и транспортных мощностей. При этом отрасли продолжают наращивать производственные парки, что создаёт избыток предложения и усиливает ценовое давление.

По оценкам экспертов, дальнейшая стабилизация возможна только при снижении ключевой ставки и восстановлении внутреннего спроса. Пока же предприятия и операторы работают в режиме адаптации к дорогим деньгам — замораживают инвестиции, сокращают смены и пересматривают планы выпуска.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!