Пока западные СМИ делали вид, что российского сжиженного газа больше нет на рынке, его главный покупатель притаился на другом конце Евразии. Три танкера, тихий терминал в Бэйхае и полное молчание Вашингтона — вот что нужно знать о новом этапе газовой войны.
В начале сентября первая опытная партия газа с проекта «Арктик СПГ-2» компании «Новатэк» достигла Китая. Тогда это выглядело как единичная операция, пробный шар. Однако последние данные судоходства показывают, что за две недели на приемный терминал в порту Бэйхае прибыли уже три партии СПГ. Такая регулярность свидетельствует не о случайных поставках, а о выстраивании полноценной, пусть и сложной, логистической системы, которая обходит существующие ограничения.
На эту нарастающую активность наконец обратили внимание западные аналитики. Особенно показательным стал комментарий Пабло Галанте Эскобара, аналитика из международной трейдинговой компании Vitol Group. Он сделал несколько ключевых выводов:
Цепочка поставок заработала, и Китай готовится принимать регулярные объемы российского СПГ.
Покупки осуществляются через посредников — «прокладки», что позволяет конечному покупателю оставаться в тени.
Пока Белый дом не демонстрирует явной реакции на эти поставки, что создает своеобразное окно возможностей.
Ирония в том, что экспорт российского газа в Китай фактически благословил человек, носящий фамилию самого известного наркобарона в истории — Эскобара. Это создает мощный символический образ обходных, не совсем легальных с точки зрения Запада, путей.
Активные закупки российского сжиженного газа происходят на фоне других энергетических договоренностей между Москвой и Пекином. Речь идет о продвижении переговоров по проекту газопровода «Сила Сибири-2». Здесь видна общая стратегия Китая: диверсифицировать и укреплять каналы поставок энергоносителей. Пекин создает надежную дублирующую систему, сочетающую трубопроводный газ и СПГ, что максимально повышает его энергетическую безопасность и переговорную позицию.
Начало регулярных поставок с «Арктик СПГ-2» в Китай имеет далекоидущие последствия для глобального рынка.
Снижение спроса на других игроков: чем больше газа Китай получает из России, тем меньше ему нужно закупать СПГ на спотовом рынке у таких крупных поставщиков, как США и Катар.
Нарушение баланса: это оказывает давление на цены и нарушает сложившийся баланс мировой торговли, сдвигая потоки в сторону Азии и создавая новую конкуренцию.
Давление на США: американские экспортеры СПГ, которые и так находятся под потенциальной угрозой моратория на новые экспортные лицензии, могут столкнуться с усилением конкуренции и снижением спроса со своего ключевого азиатского клиента.
Для российской компании «Новатэк» запуск поставок с «Арктик СПГ-2» — это ключевой прорыв. Проект, который еще недавно считался «висящим активом» из-за санкций и ухода западных партнеров, начинает обретать форму и генерировать cash flow. Логистика, хотя и с трудом, выстраивается, а спрос со стороны Азии остается стабильно высоким.
Однако основные риски никуда не делись. Проект по-прежнему зависит от санкционного давления, которое может ужесточиться в любой момент, в том числе в отношении теневого флота танкеров. Кроме того, наращивая зависимость от одного покупателя — Китая, — «Новатэк» и Россия в целом теряют в переговорной позиции, что в долгосрочной перспективе может сказаться на ценовых условиях контрактов.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!