Тикер JNJ
Доступность на СПб неквалу - да
Цена 147,61 долл
Дивиденды - выплачивает, форвардная доходность 2,72%
Коэффициент див.выплаты 56%.
Johnson & Johnson - самая крупная и разносторонняя медицинская фирма в мире. Компания состоит из трех подразделений: фармацевтического, медицинского оборудования и потребительского сегмента. Первые два сегмента Группы обеспечивают около 80% продаж и генерируют большую часть денежных потоков компании.
Фармацевтический сегмент специализируется на производстве лекарственных препаратов для лечения заболеваний в сфере иммунологии, онкологии, неврологии, кардиологии и метаболических заболеваниях.
В сегменте медицинского оборудования основное внимание уделяется ортопедии, хирургическим инструментам и нескольким более мелким областям. Медицинское оборудование компании занимает ведущее место в мире.
Потребительский сегмент сосредоточен на производстве санитарно-гигиенических товаров для ухода за детьми, для красоты и гигиены, а также производстве безрецептурных лекарствах.
Немногим более половины общего дохода генерируется в США.
Компанию Johnson & Johnson основали в 1886 году три брата из США – Роберт Вуд, Джеймс Вуд и Эдвард Мид Джонсон. Они планировали производить стерильные перевязочные материалы для проведения хирургических операций. Во второй половине 19 века существовала теория, что большинство пациентов погибает от бактерий, находящихся на инструментах, руках, одежде хирурга и в помещении.
В 1932 году компанию возглавил сын одного из братьев, Роберт Вуд Джонсон – младший. Именно он в 1943 году сформулировал Кредо – этический кодекс компании, которому она следует до сих пор. Официально компания оформила кодекс на бумаге только в 1940-х годах, на самом деле Johnson&Johnson старалась следовать правилам с момента своего основания.
Кредо провозглашает, что компания несет ответственность перед клиентами, сотрудниками, обществом, средой и акционерами. Компания обязуется поддерживать благотворительность, защищать природу, обеспечивать сотрудников достойной компенсацией за труд, а также приносить хорошую прибыль акционерам.
Johnson&Johnson принесла на рынок множество новых товаров, которые не теряют своей актуальности до сих пор. В конце 19 века компания впервые выпустила аптечку с предметами первой медицинской помощи для дома, путешествий, самолетов, автомобилей.
В 1892 г. Johnson&Johnson случайно нащупала нишу, в которой остается самым известным производителем до сих пор – товары личной гигиены для детей.
Также, Johnson&Johnson первой придумала и запустила в производство такие товары, как: зубную нить, личные средства гигиены для женщин, первые в мире мягкие контактные линзы, ежедневные линзы, шампунь «Нет больше слез», и многое другое.
Революционным открытием Johnson&Johnson стало появление бактерицидного лейкопластыря, который случайно изобрел сотрудник компании Эрл Диксон. Его жена-домохозяйка часто страдала от мелких порезов и ожогов, и тогда заботливый муж придумал использовать пластырь с марлей посередине. Но ключевой идеей стало даже не это, Диксон придумал заранее готовить такой пластырь, а сверху, чтобы он не прилипал, проложить тканью и скатать в катушку, чтобы жена могла при необходимости быстро отрезать и наклеить на рану.
Со своей идеей он пришел к руководству Johnson&Johnson. В 1921 году первые клеящиеся бинты были произведены и проданы под всемирно известным товарным знаком Band-Aid. В качестве вознаграждения Эрл Диксон получил должность вице-президента.
Эпохой взлета Johnson&Johnson называют годы, когда у руля стоял сын основателя Роберт Вуд Джонсон – младший. Он возглавлял компанию в 1932-1963 годы, и под его руководством ежегодные продажи выросли с $11 до $700 млн. Джонсон – младший управлял по принципу децентрализации, давая полную самостоятельность подразделениями и филиалам. При нем в 1944 году Johnson&Johnson провела IPO.
К 1978 году Johnson&Johnson захватила половину рынка изделий женской гигиены. Следующий рывок компания сделала уже в 1990-х годах за счет ряда успешных приобретений и поглощений.
Johnson & Johnson сегодня — это американская холдинговая компания, возглавляющая группу из более чем 250 дочерних компаний по всему миру. Входит в состав индекса Dow Jones и в топ 10 компаний США по капитализации.
Капитализация компании составляет $388,62 млрд долл.,
Выручка за 12 последних месяцев $80,86 млрд долларов,
А чистая прибыль $16,99 млрд.
Перечень выпускаемых и продаваемых товаров JNJ включает в себя несколько сотен наименований. Компания не останавливается на достигнутом и постоянно находится в поисках новых лекарственных препаратов и соединений.
Так, за последние 12 месяцев JNJ направила на R&D (исследования и разработки) 11,5 млрд долларов, что составляет 14,22% от выручки. Для вашего понимания, эта сумма равна всей капитализации такой компании, как Полиметалл вместе с Аэрофлотом, или Северсталь, или Транснефть.
Медицинский pipeline компании очень внушительный: 48 препаратов от различных заболеваний, - их список вы сейчас видите на экране, - большая часть которых находятся на завершающих фазах:
В период с 2015 г. по 3 квартал 2020 баланс JNJ умеренно подрос:
Общие активы выросли со 133,4 млрд долларов до 170,7 млрд долларов,
Общие обязательства выросли с 62,26 млрд долларов до 106,22 млрд долл
А собственный капитал, к сожалению, уменьшился с 71 млрд долларов до 64,47 млрд долл.
С точки зрения долговой нагрузки, у компании очень стабильное положение:
Общий долг составляет 37,76 млрд долларов,
Запасы наличных, эквивалентов и краткосрочных инвестиций - $30,78 млрд долларов.
Таким образом, отношение Чистый долг / EBITDA составляет всего 0,26х
Если даже из краткосрочной ликвидности исключить инвестиции, то все равно баланс компании остается очень устойчивый - наличные на счетах компании составляет почти половину от общей суммы задолженности:
Денежные потоки компании растут, но очень медленными темпами - за 10 лет среднегодовые темпы роста составляют:
Выручки на акцию 3,2% г/г
EBITDA 4,3% г/г
Свободного денежного потока (FCF) 4,7% г/г
А вот чистая прибыль на акцию (EPS) - последние 10 лет неуклонно снижается средними темпами по 2,8% в год.
Рентабельность компании очень стабильная:
Валовая рентабельность составляет >66%
Операционная рентабельность >24%, в сравнении с 5,9% в среднем по отрасли.
Чистая рентабельность >18%, в сравнении с 3,13% в среднем по отрасли.
Рентабельность активов (ROA) составляет 10.65%, в сравнении с ~2% в среднем по отрасли.
Johnson & Johnson - дивидендный аристократ, который на протяжении 57 лет стабильно наращивает дивиденды. Стабильность и доминирующее положение на рынке позволит и дальше радовать инвесторов приростом дивидендов.
Кстати, средний темп роста дивидендов за последние 5 лет составляет 6,3% в год.
Дивиденды платятся на ежеквартальной основе, что позволит их чаще реинвестировать.
Размер дивиденда - 1,01 доллара на акцию в квартал,
Доходность за последние 12 мес. составила 2,68%,
А форвардная доходность, - т.е. ожидаемая в ближайший год, составляет 2,72%.
Откровенно скажем, что это не много, - в среднем по рынку США, зато стабильно.
Отмечу, что средняя дивдоходность компании за последние 7 лет составляет 2,6-2,8%, тем самым, даже если смотреть на потенциальный апсайд компании исходя из ее стабильных дивидендов - то он отсутствует.
Байбек компания практически не проводит в последние годы: средний коэффициент обратного выкупа акций за 3 года составляет всего 0,9%.
Если мы сравним полную доходность вложений в Johnson & Johnson, - т.е. доходность за счет роста курсовой стоимости акций и реинвестированных дивидендов, и сравним с полной доходностью индекса S&P-500, то мы увидим, что:
Последний год, 3 года, 5 и даже 10 лет Johnson & Johnson неизменно проигрывает S&P-500:
За 10 лет Johnson & Johnson проиграл широкому рынку, не много ни мало, а целые 61,8%.
Вместо того, чтобы создавать свою вакцину от COVID-19 на основе мРНК - новой технологии, к которой обратились соперники Moderna и Pfizer, Johnson & Johnson выбрала свою собственную, ранее опробованную платформу вакцины, которая оказалась безопасной при таких заболеваниях, как респираторно-синцитиальный вирус и Эбола.
В настоящий момент J&J завершает 3-ю фазу клинических испытаний вакцины на 60 тыс. испытуемых, и наверняка в ближайшие недели, если не дни, - также объявит о завершении испытаний и подачи заявки в FDA на утверждение.
В отличие от кандидатов Pfizer, Moderna и AstraZeneca, Johnson & Johnson применяет однократную вакцинацию, а не двойную. Это дает логистические и экономические преимущества вакцины J&J, в сравнении со схемой с двумя вакцинами.
Компания является одним из самых крупных поставщиков вакцин. В данный момент есть подтвержденная информация о контрактах J&J на поставку 400 млн доз вакцины в ЕС и 38 млн - в Канаду.
J&J планирует произвести от 600 до 900 миллионов доз к концу первого квартала 2021 года. После этого компания будет производить более 1 млрд. доз в год.
1 декабря стало известно, что Johnson&Johnson подала заявку в Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA) на свою вакцину от COVID-19.
По информации компании, вакцина будет оставаться стабильной в течение двух лет при температуре минус -20°С и не менее 3-х месяцев при температуре плюс 2-8°С. Это делает вакцину более удобной в распространении и выгодно отличает ее от конкурирующих вакцин от Moderna и Pfizer, которые требуют двух доз и глубокой заморозки для отправки и хранения.
Стоимость одной дозы вакцины Johnson & Johnson составит $10 (со слов компании), что также делает ее намного дешевле, чем $32 у Moderna и $18,50 у Pfizer.
Если посчитать размер потенциальных продаж вакцины Johnson & Johnson по верхней планке, то компания получит прибавку к выручке ~ $10 млрд долларов *
* расчет: 1,0 млрд доз вакцины за 2021 г. Х $10 цена
С учетом того, что текущая выручка JNJ за 12 последних месяцев составляет $80,86 млрд долларов, то прибавка будет незначительной, в пределах 12%.
Если и говорить об апсайде компании, то в пределах указанных 12% в течение следующего года.
Благодаря функции “защитного актива” в портфеле, рынок достаточно дорого оценивает Johnson & Johnson, но в соответствии со средними отраслевыми оценками:
Johnson & Johnson - это качественный и хорошо диверсифицированный бизнес. Pipeline лекарств компании включает более 30 программ на поздней стадии разработки, несколько из них в скором времени будут допущены к продаже.
Однако, выручка компании растет очень медленными темпами, и полная доходность инвестиций в компанию последние 10 лет стабильно проигрывает индексу широкого рынка S&P 500.
Благодаря вакцине против covid-19 компания может показать незначительно опережающий рост в следующем году, в сравнении с индексом. Однако, фактически это будет попытка наверстать потерянные 61,8% доходности за последнее десятилетие.
Одной из причин столь медленного роста заключается в огромной капитализации компании - чем больше компания, тем труднее ей расти, особенно если она производит какие-то физически- осязаемые товары, а не контент, как Roku, или облачные сервисы как MSFT и прочие технологические онлайн-компании.
Я не вижу значительного апсайда для компании Johnson & Johnson ни в перспективе 1 года, ни в перспективе 10 лет.
Акции данной компании можно рассматривать исключительно как хеджирующий элемент портфеля, поскольку 5-ти летний бета-коэффициент (Beta - 5Y) составляет всего 0,67. По сути, акция Johnson & Johnson - это квази облигация с заранее известной доходностью.