Российская компания ВСМПО «Ависма» — крупнейший производитель авиационного титана. Ее доля в мировом авиакосмическом сегменте рынка достигает 30%. Это крупнейший поставщик для авиастроителей, которые составляют львиную долю экспорта (80%).
В начале марта Boeing (BA) приостановила поставки титана из России, но речь про разрыв контрактов пока не идет. В Boeing отметили, что имеют значительные складские запасы титана, накопленные в последние несколько лет из-за проблем с производством, а также влияния пандемии. В 2021 компания поставила на рынок в 2 раза меньше самолетов, чем Airbus (AIR).
Кстати, AirBus и Embraer (ERG), в отличие от Boeing, намного сильнее зависят от поставок «Ависма». Несмотря на это Airbus заявила, что свернет свою деятельность в России. Но когда, неизвестно.
Кто сможет заменить поставки?
Теперь на место российского поставщика претендуют японские Toho Titanium Co. (5727) и Osaka Titanium Technologies Co (5726), которые являются крупнейшими производителями титановой губки после ВСМПО «Ависма». Toho Titanium уже отчиталась, что объем заказов от клиентов подскочил на 20%.
Однако компании пришлось отказаться от дальнейших заказов, потому что внутреннее производство было запущено на полную мощность уже с января. Аналитики из Jefferies ожидают, что поставки титана из России сократятся, и японцы восполнят этот пробел. Речь идет не про весь объем «Ависма», а только лишь про ту часть, на которую сократится экспорт.
Теоретически Boeing может сделать заказы и у американских корпораций, но они не смогут быстро нарастить производство. Сейчас США практически не производят титан, а их шахты заморожены.
Но важно понимать, что японские производители закроют лишь малую часть потребностей авиаотрасли. «Ависма» поставляет производителям практически готовые детали, а японцы лишь сырье для производства - титановую губку. А как и где она превратится в детали для самолета - большой вопрос. Производство готовой детали из титановой губки занимает от 1,5 до 3 лет.
Что будет делать «Ависма»?
Сама компания заявила, что может перейти на другие рынки, не связанные с авиацией — например, рынок медицинского оборудования. Однако перестроить весь технологический процесс и найти новых покупателей для отгрузки такого количества титана является сложной задачей для менеджмента, и пока не совсем понятно, сколько это займет времени.
Есть и альтернативный вариант: Boeing продолжит покупать титан Ависмы, но уже через посредников, что позволит сохранить компании репутацию, не «испачкавшись» «грязным» российским титаном. Однако это увеличит его стоимость из-за транспортных издержек. Тем не менее, такая модель может сохраняться в течение длительного времени — по крайней мере, на период, пока мощности в Японии и США не будут восстановлены.