InvestFuture

Что происходит с Wildberries? Миллионные штрафы и голые сотрудники

Прочитали: 3190

Сегодня мы расскажем, как маркетплейс устроен изнутри. Wildberries удалось развести вообще всех: и сотрудников, и франчайзи, и даже продавцов. А самое интересно – все это законно. Начинаем. 

По всей стране пронеслись новости о том, что сотрудники Wildberries отказываются выходить на работу. 

По слухам, кого то из сотрудников даже закрыли в помещении и не выпускают. 

Мы поговорили с пострадавшими и попытались узнать истинную причину всего, что происходит.

14 марта в Москве владельцы пунктов выдачи WB собрались у офиса компании, чтобы потребовать справедливых условий работы. Сама компания отрицает и забастовки, и даже собрание владельцев ПВЗ у московского офиса. 

Wildberries, комментируя ситуацию РБК, назвал информацию о митинге фейком. 

Мы сделали свой запрос и получили похожий ответ. Официальный ответ пресс-службы WB: Пункты выдачи заказов продолжают работать в обычном режиме. Информация о "забастовке" не соответствует действительности. Заказы можно получать без ограничений

В чем причина бунта?

Все дело в новой системе штрафов, которая действует в компании с 3 марта. Если покупатель возвращает бракованную или подмененную вещь, то 100% ее стоимости удерживается либо с сотруднмка, либо с владельца ВЗ.

Причем о новой системе руководство просто объявило на онлайн-конференции. Действовать она начала в тот же день – 3 марта. Обосновали решение так: якобы некий внутренний алгоритм проанализировал какой-то объем информации о подменах, порче товара и его браке, и пришел к выводу, что в 98% случаев виноват сотрудник ПВЗ. 

Штрафы начали выставлять в тот же день. И очень быстро они преодолели разумные пределы. У некоторых людей задолженность превышала 500 млн рублей…

Причем людей просто ставят перед фактом и обжаловать штраф никак не получится. 

Недовольные сотрудники уже объединись в телеграме в канале MEGA Бунт. В шапке канала продублировано основное требование: против 100% списания брака из ЗП. В канале уже более 12 000 человек.

Там ситуация освещается практически в прямом эфире. Появляется информация о том, какие пункты, в каких городах присоединились к забастовке. Как реагирует начальство. Дальнейшие планы протестующих.

Единичный случай или системный подход?

Претензии к Wildberries высказываются не в первый раз. Просто раньше они были меньшего масштаба.

Маркетплейс ведет себя странно не только по отношению к сотрудникам, но и по отношению к клиентам. Напомню историю декабря прошлого года. Тогда пользователи начали массово жаловаться на списания с карт, которые отвязаны от личных кабинетов Wildberries. Об этом мы уже писали в нашем telegram-канале.

Один пользователь с аккаунта жены совершал покупки, привязав свою карту. После он ее отвязал. Через год жена хотела сделать заказ, но на ее карте не хватило денег и средства списались со отвязанной карты мужа. 

В Wildberries ответили, что все в рамках пользовательского соглашения. Удаление карты – это не отзыв согласия на ее использования. Вот так. 

Так что еще раз напомню, что для покупок на маркетплейсах лучше завести отдельную карту, причем виртуальную. Ее проще открыть и закрыть. 

В октябре прошлого года мы рассказывали о том, как продавцы не могут получить заработанные деньги. 

При положительном балансе в несколько десятков и даже сотен тысяч рублей вывод средств все равно был невозможен. Система просто выдавала ошибку. Но и тут у Wildberries конечно нашлось объяснение в соответствии с правилами. Оказывается вывести можно только сумму, равную сумме оборота денег за двое суток. Это чтобы на штрафы оставалось. А с адекватностью системой штрафов мы уже познакомились. Но справедливости ради, тогда она была еще не такой строгой. 

Отдельная тема – условия труда сотрудников. Скандал из-за скотского отношения к сотрудникам разгорелся летом 2022. Сотрудников Wildberries вынудило буквально справлять нужду в пластиковые бутылки, а все опять из-за штрафов и бесчеловечной системы KPI.

Дошло и до охоты на ведьм. На проходной работников заставляли раздеваться до белья, а вещи прощупывали металлодетекторами. В этом случае все точно было не по правилам: такая системы борьбы с воровством не была прописана в трудовом договоре. Если бы прописали, желающих устроиться на работу явно был бы меньше. 

Как InvestFuture “сотрудничал” с Wildberries

У нашей команды тоже был неприятный опыт взаимодействия с маркетплейсом. Вы наверняка знаете о том, что мы выпускали комиксы по детской финансовой грамотности.  Продавали комиксы, в том числе через Wildberries. 

И вот однажды мы получили еженедельный отчет с минусом на балансе в 93 000 рублей. Оказалось, что сумму доставки подняли до диапазона от 600 до 900 рублей. При том что сам комикс стоит в 2 раза дешевле. 

Кто прав с юридической точки зрения?

Сказать однозначно, на чьей стороне закон, – пока что проблематично. Ситуацией уже заинтересовалась прокуратура.

Будет проведена проверка условий работы, порядка выплат зарплаты и изучит внутренние акты, которые регулируют отношения работника и работодателя.

Адвокат Сергей Жорин сказал Вечерней Москве, что Wildberries грозят как минимум имиджевые потери, если компания не пойдет на уступки. Но он добавил, что забастовка – не слишком эффективный способ борьбы за свои права. 

“Пунктам выдачи необходимо отправить ответ на оферту, в котором они выразят несогласие с новыми условиями работы. После чего выбрать правильную стратегию защиты нарушенного права и отстаивать его в суде”, – Сергей Жорин

На неоднозначность стратегии забастовок указал и юрист Сергей Стороженко, управляющий партнер компании «Стороженко и партнеры»

Заключение

Пока что трудно сказать, удастся ли протестующим добиться своего. Появилась информация, что людей увольняют, владельцев ПВЗ деактивируют, а товары вывозят на склады.

Если это так, то это вовсе не значит, что протестующие не правы и за свои права не стоит бороться. Хочется верить, что сотрудники добьются своего. Тем более Инициативная группа сотрудников уже выдвинула конкретный список требований. Основное: создать четкий регламент оспаривания долгов и установить максимальный процент списания в 20%.

Компания Wildberries в очередной раз повела себя некрасиво, просто заигнорив ситуацию. Если сделать вид, что проблемы нет, она от этого никуда не исчезнет. Репутация вновь подпорчена. 

 

Оцените материал:
(оценок: 37, среднее: 4.57 из 5)
InvestFuture logo
Что происходит с

Поделитесь с друзьями: